Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях

hasanova_v 800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 123 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа написана для студента МарГУ факультета педагогики и психологии. оценка за работу: 5., проверена на плагиат. В первой главе работы представлены теоретические аспекты формирования предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Во второй главе представлены результаты диагностики предпринимательских качеств у студентов, а также представлены способы формирования предпринимательских качеств у студентов при их участии в финансово-экономической игре. В приложении представлена методичка по составлению бизнес плана для студентов. Работа ВЫИГРАЛА КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВУЗА. Окончательный вариант будет доступен после оплаты.РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность исследования: Задача обеспечения конкурентоспособности сферы производства и услуг в нашей стране обусловливает необходимость всемерного развития цивилизованного предпринимательства, способного придать гибкость и динамизм отечественной экономике. Важнейшими условиями, определяющими эффективность предпринимательской деятельности в современных условиях, является готовность осуществлять такую деятельность, социальная ответственность предпринимателя, высокий уровень культуры предпринимательства. Однако современные российские предприниматели по многим позициям не соответствуют требованиям, необходимым для ведения цивилизованного бизнеса, в основе которого лежит соблюдение установленных профессиональным сообществом этики предпринимательской деятельности, соблюдение норм права, осознание социальной сущности предпринимательства как явления. Развитие цивилизованного предпринимательства в России обусловливает необходимость профессиональной подготовки предпринимателей через систему среднего профессионального образования. Система среднего профессионального образования может внести значительный вклад в развитие предпринимательства в нашей стране, целенаправленно развивая в будущих специалистах способности и качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности, культуру предпринимательства. В течение последних десятилетий в РФ заложены основы бизнес – образования, которое по своему определению нацелено на подготовку профессионалов различных сфер деятельности к осуществлению предпринимательской деятельности. Бизнес-образование институционализировано как вполне самостоятельная подсистема в составе системы профессионального образования РФ. Вместе с тем следует отметить, что бизнес-образование в нашей стране нацелено преимущественно на подготовку менеджеров организаций и сосредоточено либо на экономических факультетах учебных заведений, либо в сфере дополнительного профессионального образования взрослых. Значительная часть будущих специалистов различного технического профиля, обучающихся в средних учебных заведениях и ориентирующихся на предпринимательскую деятельность, не получает соответствующей подготовки к ней. Такая ситуация обусловлена тем, что не разработана система подготовки к предпринимательской деятельности, интегрированная в профессиональную подготовку по конкретной специальности, направлению. Проведенный нами анализ научных трудов по указанной проблематике включает, прежде всего, работы, исследующие предпринимательскую деятельность как таковую и отдельные ее аспекты: экономические, правовые, культурологические, психологические. Основополагающие идеи философии, истории и теории предпринимательства изложены в работах Г. В. Волковой, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Ф. Котлер, В. Г. Краморенко, О. Н. Крутовой, С. В. Кульневич, А. Б. Орлова и др. Психологический портрет личности специалиста, менеджера, предпринимателя, руководителя описан в работах Л. П. Бобковой, Н. В. Борисовой, С. Л. Братченко, Э. Н. Гусинского, Г. В. Демидовой, Э. Ф. Зеер, Я. А. Коменского, А. Косоговой, Т. А. Надаховской, Т. И. Несвитаевой и др. Вопросы формирования у учащейся молодежи предпринимательских качеств рассмотрены в исследованиях Э. А. Аксеновой, Н. В. Борисовой, Н. М. Борытко, И. Г. Валиева, Э. Н. Гусинского, А. С. Нилла, Т. Г. Новиковой, О. Ю. Новоселовой, В. И. Петрушина, О. Л. Подлиняева, Е. Л. Поднебесных, А. С. Прутченкова, Л. Г. Семушиной и др. Несмотря на довольно устойчивый интерес широкого круга ученых к предпринимательству как научной проблеме, выбранная нами тема, не нашла должного отражения в научно-педагогических трудах. В указанных выше исследованиях педагогическая составляющая предпринимательства, как правило, отсутствует, а социально-культурная составляющая присутствует незначительно. В современных социально-экономических условиях педагогическая, нравственно-этическая ориентация предпринимательской деятельности может существенно изменить ее качество и эффективность. Это актуализирует необходимость проведения специальных исследований, направленных на изучение педагогических проблем предпринимательства и обоснование концептуальных подходов к созданию системы профессиональной подготовки к данной области деятельности студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Предмет исследования: процесс формирования предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования. Объект исследования: предпринимательские качества личности у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования. Гипотеза исследования: Формирование предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования, будет успешным, если в процессе обучения будет задана совокупность педагогических условий: – разработана и внедрена в образовательный процесс деловая финансово-экономическая игра «Школа и рынок», способствующая формированию общей экономической культуры учащихся, стимулирующая их познавательную активность и воспитывающая качества «делового человека», предприимчивого и ответственного, способного к самостоятельному выбору сферы деятельности. – осуществлено включение учащихся в проектно-исследовательскую, лабораторно - практическую деятельность, способствующую формированию предпринимательских качеств; – разработана и внедрена учебная программа по курсу «Основы предпринимательства», целью которой является ознакомление учащихся в самыми важными понятиями рыночной экономики, с основами бизнеса. Цель исследования: изучить теоретические и практические основы формирования предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и экономическую литературу по проблеме исследования; 2. Провести диагностическое исследование сформированности предпринимательских качеств у студентов на базе ГОУ СПО РМЭ Автодорожного техникума. 3. Организовать и провести практический эксперимент по формированию предпринимательских качеств у студентов при помощи внедрения в образовательный процесс деловой финансово-экономической игры «Школа и рынок». 4. Проанализировать эффективность проведения деловой игры для формирования предпринимательских качеств у студентов. 5. Разработать методическое пособие по формированию предпринимательских качеств у студентов по программе «Основы предпринимательства». Методы исследования: 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) Диагностические методы: 1. Тест КОС (коммуникативные и организаторские способности); 2. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (автор Д. Амирхан); 3. Методика «Оценка проявления предпринимательских качеств»; 3) Педагогический эксперимент (наблюдение, тестирование, анкетирование); 4) Статистические методы: сравнение средних и дисперсий (или выборочных отклонений), значимость различий средних величин в выборках определялась с использованием «t-критерия» Стьюдента для связных выборок. Новизна работы: исследование развивает теорию педагогической работы в системе среднего профессионального образования по формированию у студентов предпринимательских качеств, теорию и практику психологической диагностики. Теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-практиков системы среднего профессионального образования по формированию у студентов предпринимательских качеств с помощью внедрения в образовательный процесс деловых игр, практических и лабораторных работ. Практическая значимость исследования заключается в определении основных путей диагностической работы, в рассмотрение наиболее эффективных способов формирования предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования. Для более эффективного усвоения программы «Основы предпринимательства» студенты были включены в работу по составлению бизнес-планов, используя разработанное нами методическое пособие, которое может служить практическим руководством не только для студентов, но и педагогов. База исследования: ГОУ СПО РМЭ «Автодорожный техникум». Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования (теоретической и практической), заключением, списком используемых источников, таблицами, графиками, приложениями. Общий объем работы составил – 124 страницы печатного текста. Список используемой литературы включает 58 источников.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования предпринимательских качеств у студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях………………………………………………………………………....8 1.1. Система экономической подготовки студентов среднего профессионального образования………………………………………………...8 1.2. Предпринимательские качества и создание условий для их формирования у студентов ………………………………………………………………………19 1.3. Современные технологии формирования предпринимательских качеств у студентов ………………………………………………………………………...29 Выводы по первой главе………………………………………………………...42 Глава 2. Практические аспекты формирования предпринимательских качеств личности в средних профессиональных учреждениях………………………..44 2.1. Диагностика предпринимательских качеств…………..…………………44 2.2. Формирование предпринимательских качеств у студентов при их участии в финансово-экономической игре…………………………………….61 2.3. Эффективность формирования предпринимательских качеств…………69 Выводы по второй главе………………………………………………………...85 Заключение……………………………………………………………………….86 Список используемых источников……………………………………………..92 Глоссарий………………………………………………………………………...98 Приложения…………………………………………………………………….101
Список литературы

Список используемых источников 1. Аксёнова, Э. А. Внедрение программы "Образование для карьеры" в школах США / Э. А. Аксёнова // Школьные технологии. - 2012. - № 4. - с. 107-111. 2. Базарный, В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. – Сергиев Посад, 2004. – с.13-14. 3. Бобкова, Л. Г. Личностно ориентированное профессиональное обра¬зование: теория, технология, результат: монография / Под ред. Л. Г. Боб¬ковой. – Курган.: Миф, 2005. – 349 с. 4. Борисова, Н. В. Процесс формирования профессионального мышления студентов в ходе их учебно-исследовательской деятельности / Н. В. Борисова // Специалист. – 2009. - №5. – с.15-17. 5. Борисова, Н. В. Технологизация образовательной деятельности в контексте гуманизации / Н. В. Борисова // Гуманизация образования – императив XXI века: Материалы межрегиональной конференции 27-29 февраля. 1996 г. – Н.Челны. – 1996. – Выпуск 2. – с.10-11. 6. Борытко, Н. М. Педагогика: учебное пособие для студ. Высш. Учебных заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под Ред. Н. М. Борытко. – М.: «Академия», 2007. – 496 с. 7. Братченко, С. Л. Гуманистически-ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласии / С. Л. Братченко. – СПб.: «Проект», 1997. – 349 с. 8. Валиев, И. Г. Колледж - пути развития, проблемы/ И. Г.Валиев // Специалист. - 1999. -№ 6.- с.45-49. 9. Волков, Н. В. Сто страниц о бизнесе / Н. В. Волков. –М.: Педагогика, 1991. – 128 с. 10. Волкова, Г. В. Подготовка учащихся к предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Г. В. Волкова, Т. Н. Чиркова, Т. В. Маклыгина; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Марийс. гос. ун-т", Фак. технологии и проф. образования. - Йошкар-Ола, 2011. -163 с. 11. Государственный образовательный стандарт среднего профессио¬нального образования. Классификатор специального среднего профес¬сионального образования // Вестник образования. - 1995. - № 2. – с.56-59. 12. Грибанова, О. С. Исследовательская работа студентов / О. С. Грибанова // Специалист. – 2005. - №4. – с.23. 13. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. – М.: Логос, 2000. – с.64. 14. Гусинский, Э. Н. Образование личности: Пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. –М.: «Интерпракс», 1994. – с.123. 15. Демидова, Г. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса / Г. В.Демидова // Специалист. – 2007. - №4. – с.11-12. 16. Демич, И. Поверить в свои возможности помог тренинг / И. Демич // Народное образование. – 2005. - №5. – с.157-158. 17. Думчене, А. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи / А. Думчене, С. Даукилас, И. Якушовайте // Социологические исследования. - 2010. - № 9. - с. 126-129. 18. Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. – М.: «Педагогика-Пресс», 2000. – с.78. 19. Зеер, Э. Ф. Личностно-развивающие технологии среднего профессионального образования / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2010. – 174 с. 20. Зеер, Э. Ф. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного про-странства студентов колледжа. / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова, Л. П. Панина. - Екатеринбург.: Книголюб, 2007.- 490 с. 21. Зинченко, В. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – с.251. 22. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – с.148. 23. Косогова, А. Личностный и карьерный рост студентов в контексте воспитания / А. Косогова, Н. Шишарина // Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - с. 36-40. 24. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Пер с анг. В.Б.Боброва. – М.: «Прогресс», 1990. – 736 с. 25. Краморенко, В. Г. Формирование экономического мышления у учащихся профтехучилищ: Метод, пособие / В.Г.К раморенко. - М. : Высшая школа, 1991. -32с. 26. Крутова, О. Н. Установка на личность в процессе моделирования гуманистической воспитательной системы / Под ред. Л. И. Новиковой. – М.: «РОУ», 1995. – с.37-38. 27. Кульневич, С. В. Современный урок. Ч.1. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: «Учитель», 2004. – с.8-9. 28. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – Киев.: «Ваклер», 1997. – 459с. 29. Надаховская, Т. А. Траектория профессиональной карьеры как реализация формирования личности / Т. А. Надаховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2005. - № 2. - с. 111-115. 30. Несветаева, Т. И. Атмосфера для раскрытия личности / Т. И. Несветаева, Г.А.Гребнева // Аккредитация в образование. – 2008. - № 15. – с.60-61. 31. Нилл, А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с анг. А.Нилл. - М.: «Педагогика-Пресс», 2000. – 490 с. 32. Новикова, Т. Г. Профессия и карьера: растим человеческий капитал / Т. Г. Новикова // Народное образование. - 2012. - № 7. - с. 65-69. 33. Новоселова, О. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / О. Ю. Новоселова, С. П. Фирсова //Вестник высшей школы. - 2012. - № 11. - с. 34-39. 34. Образование и карьера: опыт России и Запада // Управление персоналом. - 2007. - № 24. - с. 7. 35. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики/ А. Б.Орлов. – М.: Логос, 1995. – 390 с. 36. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А. Зязюна. – Киев.: Высшая школа, 1997. – с.8. 37. Пан, Н. В. Особенности самостоятельной работы студентов / Н. В. Пан // Специалист. -2005. - №3. – с.22-23. 38. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев и др. // Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2007. – 368 с. 39. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с. 40. Петрушин, В. И. Психология карьеры / Петрушин В. И. - М.: Академический проект: Альма Матер , 2004 . - 207 с. 41. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В. Я. Платов. – М.: Профиздат, 1991. – 192 с. 42. Подлиняев, О. Л. Личностно-центрированный подход как альтернатива технологизации современного образования / О. Л. Подлиняев // Школьные технологии. – 2012. - №4. – с.30-35. 43. Поднебесных, Е. Л. Формирование ценностных ориентаций у обучаемых / Е. Л. Поднебесных // Специалист. – 2005. - №10. – с.23-24. 44. Прутченков, А. С. Специализированный тренинг "Предприниматель": Методические разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков. - М.: «Новая школа», 1993. - 80с. 45. Прутченков, А.С. Школа и рынок: Методическая разработка деловой финансово-экономической игры / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: «Новая школа», 1993. – 47 с. 46. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина. – М.: Владос, 2002. – Т.2. – 248 с. 47. Роджерс, К. Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / К. Р. Роджерс // Семья и школа. – 1987. - №10. – с.21-24. 48. Семушина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие для пре-подавателей сред. спец. учеб. заведений. / Н. Г. Ярошенко, Л. Г. Семушина. - М.: Просвещение, 1990. – 380 с. 49. Совершенствование форм и методов экономико-организационной подготовки студентов технических вузов: Сборник научных трудов /Ленингр.инж.-экон.ин-т им.П.Тольятти. - СПб, 1991. - 107с. 50. Соколова, А. С. Поддержка формирования и развития карьеры в студенческой среде / А. С. Соколова // Высшее образование в России. – 2009. - №3. – с.167-168. 51. Терентьева, В. Г. Повышение квалификации педагогов и личностно-ориентированный подход при обучении / В. Г. Терентьева // Специалист. – 2005. - №7. – с.28. 52. Френе, С. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Б. Л. Вульфсона. – М.: «Прогресс», 1990. – с.39. 53. Фролова, Ю. С. Ценности современного студенчества и конкурентоспособность на рынке труда / Ю. С. Фролова // Социально-гуманитарные знания . - 2012. - № 5. - с. 229-240. 54. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4 -е изд. / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с. 55. Челноков, В.А.Технологии опережающего обучения: модель и принципы моделирования / В.А.Челноков // Специалист. – 2005. - №11. – с.30-32. 56. Черноглазкин, С. Ю. Социализированное познание в личностно-ориентированном образовании / С. Ю. Черноглазкин // Специалист. – 2005. - №12. – с.25-28. 57. Шадрина, И. Н. Особенности ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования - СПО / И. Н. Шадрина // Человек и Вселенная. – 2005. - №8 . – с.136-144. 58. Яшков, А. Б. Выпускники и работодатель : ожидания и реальность / А. Б. Яшков // Народное образование. - 2010. - № 10. - с. 97-101.
Отрывок из работы

1.1. Система экономической подготовки студентов среднего профессионального образования Мир труда в современном обществе ха¬рактеризуется исключительной динамично¬стью, интеллектуализацией, совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. Соответственно в условиях среднего профессионального образования, школа ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний, а боль¬шинство студентов мотивированы получить образование, которое послужило бы осно¬вой для дальнейшего развития их профес-сиональных компетенций. Вместе с тем на сегодняшний день в системе среднего профессионального образования, как правило, не уделяется должного внимания развитию личностной способности выпускника приспосабливать¬ся к различным требованиям социума и про¬фессиональных сред в процессе реализации карьеры. В современных социально-экономичеких условиях особая роль в подготовке специалистов отводится экономическому образованию студентов учреждений среднего профессионального образования. Оно, по мнению Н.В. Борисовой, призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности [4, с. 17]. Изучение экономики связано с другими дисциплинами - математикой, информатикой, историей, географией, правовым обществознанием и другими дисциплинами. Это позволяет создать у студентов колледжей адекватное, панорамное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Анализ экономического образования в ряде образовательных учреждений показывает по мнению Э.Н. Гусинского, что качество образовательного процесса зависит от оптимального сочетания самостоятельного курса экономики с другими обществоведческими курсами, от максимального использования межпредметных связей [14, с.123]. Актуальность экономического образования граждан обусловило расширение практики обсуждения органами управления образованием проблем экономического образования на заседаниях коллегий, региональных совещаниях, конференциях и семинарах. По данным исследования О.Н. Крутовой, в некоторых территориях созданы координационные межведомственные советы по экономическому образованию с участием всех заинтересованных сторон, органов управления образованием, территориальных органов управления экономикой, территориальных органов по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, учреждений повышения квалификации работников образования, средних и высших учреждений профессионального образования и других организаций и ведомств [26, с.37]. Несмотря на то, что за прошедший период в преподавании экономики накоплен определенный опыт и разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, подходы к подготовке специалистов на современном этапе значительно обновляются. В проекте Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., в Основных направлениях деятельности Правительства РФ, на период до 2012 г. сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышения доступности качественных образовательных услуг [58, с.98].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg