Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в природе посредством дидактических игр

hasanova_v 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа написана для студента МарГУ факультета педагогики и психологии. оценка за работу: 5., проверена на плагиат. В работе изучены возможности использования дидактических игр для формирования представлений о правилах поведения в природе. В экспериментальной части работы представлены результаты аппробации дидактических игр. Использованы методы математической статистики. Есть к диплому доклад и презентация. Окончательный вариант будет доступен после оплаты. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность. В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбра¬сываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь они обращаются к учению В. Н. Вернадского о биосфере. В ней живое вещество и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой. В.Н. Вернадский впервыесформулировал идею о том, что человеческий фактор становится главным, что будущее сферы - это ноосфера, т. е. сфера разума, который сумеет направить эволюцию таким образом, чтобы сделать нашу планету ещё прекраснее и богаче. Именно поэтому современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогический. Основная задача педагогики - воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей уже с ранних лет. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, прививают ребенку придерживаться определенных правил поведения в природе. Как известно любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые правила поведения чаще всего оказываются малоэффективным, здесь приходят на помощь особые формы работы, при которых ребенок естественным образом осваивает эти правила. Создание естественных условий, при которых ребенок старшего дошкольного возраста способен осваивать определенные правила поведения в природе возможно при организации дидактических игр экологического содержания. На сегодняшний день согласно Программе ФГОС учитывается игровое содержание обучения, поскольку именно в игре ребенок может проявить себя и свои творческие возможности. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Дидактические игры экологического содержания занимают важное место в жизни дошкольников, приобщают ребенка к изучению природы, воспитывают гуманное отношение к миру природы и на этой основе способствуют более осознанному следованию правилам поведения в природе, именно поэтому тему исследования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах поведения в природе посредством дидактических игр» считаем актуальной. Проблеме исследования специфики экологического воспитания детей в настоящее время посвящены работы следующих авторов: Т. Богданец, Т.М. Бондаренко, О.А. Воронкевич, Н.С. Голицына, В.А. Зебзеева, Т. Зенина, Г. Иванова, А.П. Листопад и др. При исследовании методов и форм работы по экологическому воспитанию с дошкольниками, были рассмотрены подходы следующих авторов: В.М. Басов, Н.А. Бирюкова, М. Большакова, А.И. Васильева, А.А. Вербицкий, О.В. Дыбина, В.О. Зебзеева, А.И. Иванова и др. К сожалению, следует заметить, что к настоящему времени специальных исследований, посвященных формированию у дошкольников представлений о правилах поведения в природе посредством дидактических игр не достаточно много, и тем не менее некоторые из работ послужили источником для нашего исследования, среди авторов отметили следующих: Л.В. Артемова, Н.Ф. Бакалова, Т.М. Бондаренко, В.М. Букатов, А.П. Букин, А.А. Вербицкий, О.В. Дыбина, Г.Н. Казаручик, О.В. Колпакова, А.М. Федотова и др. Цель исследования: изучить эффективность формирования представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников представлений о правилах поведения в природе. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе. Гипотеза исследования: процесс формирования представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе посредством дидактических игр будет эффективным, если: 1) будут в комплексе использованы игры на развитие эстетического восприятия природы и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе; 2) будут учитываться возрастные особенности восприятия правил поведения в природе. Задачи исследования: 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе посредством дидактических игр. 2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе. 3. Разработать и внедрить комплекс дидактических игр по повышению уровня представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе. 4. Выявить динамику представлений старших дошкольников о правилах поведения в природе в условиях экспериментальной работы. Экспериментальная база исследования:МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Гнёздышко» г. Йошкар-Олы. Количество детей, участвующих в эксперименте: экспериментальная группа (20 дошкольников); контрольная группа (20 дошкольников) (Приложение 1). Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме. 2. Диагностические методы: - Методика диагностикиосознанности дошкольниками правил поведения в природе «Альтернатива»; - Методика диагностики мотивационной направленности у дошкольников соблюдения правил поведения в природе; - Методика диагностики сформированности у дошкольников представлений о правилах поведения в природе. 3. Практические методы: наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная деятельность и т.д. 4. Методы количественного и качественного анализа. Новизна работы: проведен анализ использования дидактических игр, как наиболее эффективной формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о правилах поведения в природе в соответствии с ФГОС. Теоретическая значимость исследования: заключается в научном обосновании проблемы формирования у старших дошкольников представлений о правилах поведения в природе посредством дидактических игр. Практическая значимость заключается в выборе оптимальных средств и методов для формирования у старших дошкольников представлений о правилах поведения в природе; в подборе комплекса специальных дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в природе. Результаты практического исследования могут быть применены широким кругом специалистов. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников, приложениями. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 графиками. Список литературы представлен - 58 источниками. Объем работы составил – 101страница печатного текста.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр………………………………..…………….......……………..8 1.1. Формирование представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………...8 1.2. Методы и средства формирования представлений о правилах поведения в природе у детей в старшей группе детского сада……………………………..14 1.3. Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах поведения в природе…..……………………………………………………………………….27 Выводы по первой главе………………………………………………………...43 2. Экспериментальное исследование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах поведения в природе посредством дидактических игр…...………………………………...44 2.1. Диагностика и анализ уровня представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста……………………………44 2.2. Организация дидактических игр по повышению уровня представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста……………………………..…………………………………………….56 2.3. Динамика сформированности представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной работы……………………………………………………..65 Выводы по второй главе………………………………………………………...77 Заключение………………………………………………………………………78 Список использованных источников и литературы…………………………..81 Приложения……………………………………………………………………...86
Список литературы

Список использованных источников и литературы 1. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. 2007. – январь-февраль. –С.10-12. 2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с. 3. Астахова Е. Правила поведения в природе. Дидактическая игра-шнуровка экологической направленности для детей 3-7 лет. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-yekologicheskoi-napravlenosti-pravila-povedenija-v-prirode-shnurovka-dlja-detei-3-7-let.html. (дата обращения 30.03.14). 4. Афимьина В.С. Маленькие экологи / В.С. Афимьина // Ребенок в детском саду. – 2010. - №1. – С.63-69. 5. БакаловаН. Ф. Учимся, играя / Н. Ф. Бакалова // Начальная школа - 2004. - № 10. - С. 70 -72. 6. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения / В.М. Басов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. – 159 с. 7. Бауэр В.Э. Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей / В.Э.Бауэр. – М.: Школа, 2000. – 250 с. 8. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В.Н. Белкина. – М.: Академический проект, 2015. – 256 с. 9. Бирюкова Н.А. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / Н.А. Бирюкова, О.В. Шишкина. – Йошкар-Ола, 2015. – 231 с. 10. Богданец Т. Экологическое воспитание – первое представление об игре / Т.Богданец // Дошкольное воспитание. – 2012. - №3.- С.45-52. 11. Божович Л.И.Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. – М., Воронеж: Модэк, 2001. – 330 с. 12. Большакова М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / Н. Морева, М.Большакова // Дошкольное воспитание. - 2015. – № 7. – С.51-56. 13. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада / Т. М. Бондаренко. – Воронеж.:Учитель,2013. – 330 с. 14. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание: практическое пособие / Т.М. Бондаренко. – Воронеж.: ИП Лакоценина, 2012. – 190 с. 15. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. – М.: Флинта, 1997. – 95 с. 16. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой / А.П.Букин. - М.: Просвещение, 2014. – 390 с. 17. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И.Васильева. – М.: Педагогика, 2009. – 156 с. 18. Вдовина Н.Ю. Знакомимся с природой: работа в группах / Н.Ю.Вдовина. – М.: Чистые пруды, 2007. – 29 с. 19. Вербицкий А. А. Игровое моделирование: методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск.: Прайс, 2006. – 145 с. 20. Волков Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 5-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 287 с. 21. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-пресс,2012. – 390 с. 22. Генденштейн Л. Интерес – понимание – взаимопонимание / Л. Генденштейн // Народное образование. – 2005. - №8. – С.207-212. 23. Гилязутдинова И.В. Методическая разработка: «Перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам безопасности в природе (старшая группа)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://doshkolnik.ru/index/9067-1-march-2014.html (дата обращения 21.03.15). 24. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников: перспективное планирование с детьми 3-7 лет / Н.С. Голицына. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 40 с. 25. Дерябко О. В. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / О. В. Дерябко. – М.: Московский психолого-педагогический институт,1999. – 230 с. 26. Дидактические игры для детей 4-8 лет / Ю.Пасс. – М.: «Линка-Пресс», 1996. – 21с. 27. Дик, Н.Ф. Урок – игра! Ура !Ура!. Игровые технологии обучения и воспитания / Н.Ф.Дик. – Ростов н/ Дону.: Феникс, 2008. – 315 с. 28. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В.Дыбина. – М.: Айрис-Пресс,2009. – 450 с. 29. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64 с. 30. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2015.- № 7. – С.45-49. 31. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологичской культуры детей: обзор программ дошкольного образования / В.А. Зезеева. – М.: Сфера, 2009. – 128 с. 32. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. – С.35-39. 33. Знай и люби природу: игровые и тематические программы для детей / Л.Гек. – М.: МОДЭК, 2005. – 44 с. 34. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И.Иванова. - М.: Творческий центр, 2009. – 160 с. 35. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С.53-54. 36. Игра – метод ознакомления дошкольников с природой. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.litsoch.ru/referats/read/254724/ (дата обращения: 12.04.14). 37. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. – С.56-57. 38. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников / Г.Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. – февраль 2008. – С.19-24. 39. Колпакова О.В. Занимательное природоведение / О.В.Колпакова. – М.: Белый город, 2010. – 143 с. 40. Левушин А.М. Современный гуманизм и экологизм: конфликт и взаимодействие двух стилей мышления: автореферат / А.Н. Левушин. – Чебоксары, 2015. – 24 с. 41. Листопад А.П. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста / А.П. Листопад // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – С.20-21. 42. Масорина Е.А. Дидактические игры по экологии для детей старшей группы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/evgenija-andrevna-masorina/didakticheskie-igry-po yekologi.html (дата обращения 18.03.2015). 43. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды / Г. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. – 2015. - №6. – С.28-31. 44. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с. 45. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика –Синтез, 2013. – 120 с. 46. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – С.15-17. 47. Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 128 с. 48. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение / Д.А. Рюкбейль. – М.: ИСАР, 1998. – 39 с. 49. Скворцов Г. В. Единство двух разных уроков / Г. В. Скворцов // Нач. шк. плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2003. - № 11. - С. 38-42. 50. Соловьева Н. Познавательные игры на песке / Н. Соловьева // Школьный психолог. – 2006. -№3. – С.26-32. 51. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении / Т.С.Сухова. – М.: Столетие, 1997. – 111 с. 52. Уроки для друзей природы: сборник методических разработок / О.В. Лаврова. – Йошкар–Ола.: Стринг, 2012. – 56 с. 53. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский. -Т. 2, 1948 . – 540 с. 54. Федосеева П.Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию / П.Г. Федосеева. – Волгоград.: Корифей, 2009. – 96 с. 55. Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М. Федотова. – М.: Сфера, 2015. – 112 с. 56. Целищева Н. Знание первейшей важности / Н.Целищева // Народное образование. – 2005. - №1. – С.166-180. 57. Читаем, учимся, играем / И.Зайцева. – М.: Либерея-Библиопринт, 2010. – 110 с. 58. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А.Ясвин. – М.: Смысл, 2000. – 320 с.
Отрывок из работы

1.1. Формирование представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника, воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали. За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности». Получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователями (Н.А. Бирюкова [9], Т.М. Бондаренко [13] и др.) обо¬сновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Старшему дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их относительной значимости в ситуациях морального выбора [9, с.65]. Мораль представляет собой «систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека» [35, с.10]. Моральные нормы - это обобщенные понятия. Они заключают в себе не содержание конкретных поступков, а общий тип поведения, образ поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической культуре (осознании своей ответственности за жизнь и развитие животного и растительного мира). Все эти отношения проявляются в реальных ситуациях в виде поступков, которые всегда содержат в себе осознанность и добровольность. В поступках оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль в моральной регуляции приобретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия, как совесть, чувство личного достоинства, честь)[54, с.166].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 77 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 99 страниц
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg