Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профилактическая работа преподавателя - организатора ОБЖ к проявлениям экстремизма в современном мире

hasanova_v 800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа написана для студента МарГУ. Защищена на 5, прошла антиплагиат. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Сегодня экстремизм является одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается мировое сообщество. Приобретая глобальный характер, он угрожает государствам, общественной безопасности, каждому гражданину [3]. Экстремизм стал непременным фактором современной жизни. Это многоплановое явление, в котором переплелись политические, идеологические, социальные, правовые, национальные и другие аспекты. Экстремизм представляет сложную социально-политическую проблему современного российского общества, что определяется многообразием экстремистского проявления, неоднородностью в составе организаций экстремистского направления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране, в частности среди молодежи. Влияние социального, политического, экономического и иного фактора в молодежной среде, которая особенно подвержена деструктивным проявлениям, способствует формированию радикальных взглядов и убеждений [16]. В утвержденной Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур названа одним из основных источников угроз национальной безопасности. Следовательно, учитывая такую актуальность направления исследования целесообразно изучать развитие и противодействие экстремизму среди старшеклассников. Интенсификация профилактических мероприятий - это одно из направлений в борьбе с экстремизмом [12]. Большое значение в противодействии экстремизму имеет школа. Именно в школьном возрасте, возможно, сформировать такие качества личности как бесконфликтность, эмоциональная устойчивость, которые являются основополагающими для формирования учащегося с высокой гражданской позицией. В этих целях необходимо пропагандировать и формировать идеологию межгосударственных, корпоративных и межличностных отношений, которая позволит цивилизованно решать возникающие в человеческом обществе противоречия и негативные экстремистские явления [12]. В этой связи, значительно возрастает роль предмета ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), который признан Федеральными образовательными стандартами (ФГОС) нового поколения как один из системообразующих, призванных формировать современную личность – патриота, готового защищать интересы своей Родины, экологически грамотного человека, реализующего разумный подход к своему здоровью, исповедующего социальные ценности здоровой семьи, ведущего безопасный образ жизни [9]. Эффективное воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку старшеклассников к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Качественная подготовка учащихся во многом зависит от преподавателя – организатора курса основы безопасности жизнедеятельности, который должен обладать широчайшими познаниями в своем предмете в рамках программы, умеющий грамотно и доходчиво донести основные знания до учащихся, используя самые передовые технологии обучения. В связи с этим проблема профилактики экстремизма у школьников в работе преподавателя организатора курса - основы безопасности жизнедеятельности приобретает особую значимость и актуальность для исследования [3]. Проблемами экстремизма занимались многие исследователи, но в силу сложности самого явления, экстремизм сегодня с трудом поддаётся объективному рассмотрению. Ещё Г. Лебоном, С. Московичи, Г. Де Тардом [48] и др. было замечено, что человек утрачивает ряд своих личностных качеств, если он действует в группе, организации, объединении. Многие авторы в своих работах обращают внимание на тенденции развития современного экстремизма, в частности, молодёжного и информационного. Р.М. Афанасьева [4], Н.В. Долингер [16], Т.Л. Евдокимова [17], Д.З. Зиядова [24], Ю.А. Зубок [25], Е.Г. Сазанова [40] и др. выделяют особенности проявлений молодёжного экстремизма и предлагают свои меры для программы профилактики экстремизма. Вопросам профилактики молодёжного экстремизма также посвящены многочисленные научные работы, среди них отметим некоторых авторов: В.И. Власов [10], Е.В. Волченкова [11], В.В. Поляков [34], Е.В. Сальников [41], В.А. Смирнов [43] и др. Законодательному обеспечению противодействия экстремизму посвящены работы Н. В. Долингера [16], С.Н. Зигуненко [23] и др. Объект исследования: профилактика экстремизма среди старшеклассников. Предмет исследования: технологии работы преподавателя по профилактике экстремизма в старших классах на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Цель исследования: изучить основные направления работы преподавателя - организатора по профилактике экстремизма в старших классах на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы профилактики экстремизма в общеобразовательном учреждении; 2. Подобрать и апробировать методики диагностики по выявлению у старшеклассников уровня толерантности; уровня взаимоотношения старшеклассников в коллективе; уровня знаний об экстремизме. 3. Выявить педагогические условия и основные направления работы преподавателя – организатора ОБЖ по профилактике экстремизма на уроках основы безопасности жизнедеятельности; 4. Экспериментально доказать эффективность профилактики экстремизма на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Гипотеза исследования: профилактика экстремизма среди старшеклассников будет эффективной при внедрении на уроках основ безопасности жизнедеятельности комплекса специальных мероприятий, способствующих реализации эффективных педагогических условий: формированию толерантности, бесконфликтного взаимоотношения обучающихся, а также повышения компетентности в области экстремизма. Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на: оптимизацию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Определены воспитательные направления работы общеобразовательных учреждений с учащимися старших классов по профилактике экстремизма. Установлено, что развитие эмоциональной устойчивости старшеклассников и бесконфликтного поведения учащейся молодежи положительно влияют на снижение экстремистских проявлений. Выявлено, что разработанный и реализованный на уроках основы безопасности жизнедеятельности комплекс мероприятий способствует профилактике экстремизма среди старшеклассников. Комплекс мероприятий направлен на внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи, оптимизацию в целом молодежной среды в общеобразовательном учреждении, развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма, профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15 города Йошкар-Олы и могут быть рекомендованы к использованию в других общеобразовательных учреждениях. Новизна работы: исследование развивает теорию и практику профилактики экстремизма среди старшеклассников в работе преподавателя - организатора курса основы безопасности жизнедеятельности. Методы исследования: -теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; -экспериментально-диагностические: анкетирование (для определения уровня толерантности), анкетирование (для определения взаимоотношений в классе), тестирование (для выявления качества знаний в области проявлений экстремизма). - методы математической статистики: для подтверждения достоверности результатов опытно-экспериментальной работы (критерий t – Стьюдента). Методологическая база: эмпирические методы (наблюдение); экспериментальные методы, методы индукции и дедукции. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл. Участники эксперимента: учащиеся 10-11 классов, в количестве 40 человек. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников, приложениями. Работа представлена на 99 страницах печатного текста. Список используемой литературы содержит 54 источника. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 3 рисунками.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………...8 1.1. Проявление экстремизма в современном мире как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………8 1.2. Педагогические условия профилактики экстремизма в общеобразовательном учреждении…………………………………………….18 1.3. Методические основы работы преподавателя – организатора курса основы безопасности жизнедеятельности по профилактике экстремизма ………………………………………………...…………………………………..25 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…………………………………………………………………..41 2.1. Методы организации и проведения опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….41 2.2. Профилактика экстремизма в общеобразовательном учреждении на примере Средней общеобразовательной школы №15………………………...48 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по профилактике экстремизма в общеобразовательном учреждении……………………………55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....63 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...66 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….72
Список литературы

Список используемых источников 1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск.: АРТА, 2011. - 304 с. 2. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург.: ОГПУ, 2010. - 248с. 3. Антонян, Ю. М. Экстремизм и его причины / Ю. М. Антонян. - М.: Логос, 2010. – 288с. 4. Афанасьева, Р.М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодёжной среде / Р. М. Афанасьева // Журнал Власть – 2007. – № 5. – С. 51 – 56. 5. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие /Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. -М.: ВЛАДОС, 2003.- 272 с. 6. Бахтина, В.В. Организация педагогической практики: методические указания / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». - Йошкар-Ола, 2009. - 27 с. 7. Бахтина, В.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие для студентов специальности 050104.65 - Безопасность жизнедеятельности / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». - Йошкар-Ола, 2009. - 115 с. 8. Берсенева, Т. Инновационные технологии в преподавании курса: основы безопасности жизнедеятельности / Т. Берсенева, Т.Мельникова, А. Осокин // Основы безопасности жизни. - 2004. - № 10. - С. 11-16. 9. Беспамятных, Т. БЖД и подготовка школьного учителя/ Т. Беспамятных // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - №5. - С. 62. 10. Власов, В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: РАГС, 2003. – 175с. 11. Волченкова, Е. В. Профилактика девиантного поведения: учебное пособие / Е. В. Волченкова. – Киров.: ВятГГУ, 2010. – 122 с. 12. Вольхин, С. Формирование дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей. / С. Вольхин // АЛЬМА-МАТЕР. -2005. - №8. - С. 58-60. 13. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 112 с. 14. Горишний, К. В. Противодействие этническому экстремизму / К. В. Горишний // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. – №2. – С. 69 – 75. 15. Денисов, В.В. Безопасность как проблема выживания человечества. / В.В. Денисов // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 24-43. 16. Долингер, Н.В. Законодательное обеспечение противодействия экстремизму в молодёжной среде / Н. В. Долингер, А. И. Дуров, А. С. Доставалова. - Вестник Уральского института экономики, управления и права – 2006. – № 6. – С. 18 – 22. 17. Евдокимова, Т. Л. Правовое регулирование толерантности молодёжи как средство противодействия экстремизму / Т. Л. Евдокимова // Власть. – 2009. – № 11. – С. 64 – 66. 18. Евлахов, В. Символы воинской чести / В. Евлахов // ОБЖ. – август 2003. – С.17-21. 19. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие/ В. М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2010. - 60с. 20. Елисеева, Н. Физическая и психологическая подготовка в формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях / Н. Елисеева // ОБЖ. – май 2015. – С.34-41. 21. Ермакова, М.А. Основы научно-методической деятельности студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов /М.А. Ермакова, Н.В. Сократов, Т.И. Меерзон. – Оренбург.: Изд-во ОГПУ, 2011. - 168с. 22. Ершова, Н. Н. Добровольчество – школа гражданского становления молодёжи: учебно-методическое пособие / Н. Н. Ершова, М. Н. Бородатая. – Киров.: ВятГГУ, 2009. – 193 с. 23. Зигуненко, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности /С.Н. Зигуненко . - М.: ACT : Астрель, 2005 . - 399 с. 24. Зиядова, Д. З. К вопросу о противодействии молодёжному экстремизму / Д. З. Зиядова // Юридический вестник ДГУ. – 2011. – №1. – С. 54 – 57. 25. Зубок, Ю. А. Молодёжный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // СОЦИС. – 2008. – № 5. – 21с. 26. Кузнецов, В. Педагогическая деятельность преподавателя организатора ОБЖ. / В. Кузнецов // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2003.- № 8 - С. 35-38. 27. Куницкий, И. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема / И. Куницкий // ОБЖ. – февраль 2015. – С.24-26. 28. Латчук, В.Н. Терроризм и безопасность человека: учебник: 5-11 классы / В. Н. Латчук, С. К. Миронов.- 3-е изд. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. 29. Макнаб, К. Азбука выживания. Это должен знать каждый: 101 навык выживания в экстремальных ситуациях / К. Макнаб. – М.: Белый город, 2009. – 128 с. 30. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 класс / А.А. Михайлов.- М.: Дрофа, 2004. - 145 с. 31. Михайлов, А.А. Формирование у школьников умения проектировать предстоящую деятельность в курсе ОБЖ / А.А. Михайлов.// Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ: Сборник материалов 3 Всероссийского совещания. - М.: АПК и ПРО, 2004. - С. 87-91. 32. Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). - Йошкар-Ола.: Марийский полиграфический издательский комбинат, 1996. - 232 с. 33. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов [и др.]. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 319 с. 34. Поляков, В.В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях: методическое пособие / В.В. Поляков. – М.: Юрайт, 1992. - 95с. 35. Пономарева, О. Особенности частной дидактики: методика преподавания ОБЖ / О. Пономарева // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - № 9. - С. 51-53. 36. Просандеев, А. Р. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ. / А. Р. Просандеев, А. Г. Попков // Основы безопасности жизни. -2005.- №2.- С. 34 - 38. 37. Репина, Ю. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Ю. Репина // ОБЖ. – январь 2007. – С.27-32. 38. Рудаков, Д.П. Почему актуален предмет ОБЖ / Д.П. Рудаков // ОБЖ. – декабрь 2011. – С.7-13. 39. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область Безопасность жизнедеятельности //Основы безопасности жизнедеятельности. - 2011.- № 12. - С. 7-8. 40. Сазанова, Е. Г. Молодежный экстремизм как социальный феномен / Е. Г. Сазанова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – С. 43 – 46. 41. Сальников, Е. В. Профилактика экстремизма / Е. В. Сальников // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – №3. – С. 154 – 159. 42. Скрипник, Л. На диване не выжить: практические навыки ОБЖ дает только практика / Л. Скрипник // ОБЖ. – июнь 2015. – С.50-53. 43. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев . - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003 . -160 с. 44. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебное пособие / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. – 320 с. 45. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. 10-11 классы: пособие для учителей / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. 46. Смирнов, В. А. Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма / В. А. Смирнов // Вестник Челябинского государственного университета – 2008. – № 14. – С. 78 -87. 47. Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: учебное пособие /Н. В. Сократов. – Оренбург.: Издательство ОГПУ, 2006. - 364 с. 48. Твердохлебов, Н. Предмет ОБЖ от безопасности детей – к безопасности государства / Н. Твердохлебов // ОБЖ. – январь 2015. – С.29-34. 49. Тетушкина Л. По ступеням воспитания патриота / Л. Тетушкина // ОБЖ. – январь 2007. – С.21-26. 50. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10-11 классов. - 2-е изд. / И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 1997. - 125 с. 51. Храмов, В. Анализ и характеристика групповых имитационных активных методов обучения / В. Храмов, А. Сафонов // ОБЖ. – июль 2015. – С.26-31. 52. Чугайнова, Л. В.Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Л.В. Чугайнова. – Соликамск.: СГПИ, 2012. - 148 с. 53. Чурсин, А.А. Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ /А.А. Чурсин //Народное образование. - 2005. - № 8. - С.260-262. Электронные ресурсы: 54. Фридинский, С. Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности. [Электронный ресурс]. / С. Н. Фридинский // Сайт общественного мнения «Журналисты против террора» - Режим доступа: http://www.smi-antiterror.ru.
Отрывок из работы

1.1. Проявление экстремизма в современном мире как социально-педагогическая проблема Идейной основой терроризма является экстремизм во всех его проявлениях. Дефениций экстремизма насчитывается немало. В частности, в Советском энциклопедическом словаре указано: «Экстремизм (от лат. Extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)»[3, с.49]. Современный экстремизм характеризуется необычной сложностью и многообразием его идеологических основ - от религиозно-средневековых (ваххабиты, салафиты и даже язычники) до ультра современных (неофашисты, необольшивики). На сегодняшний день существуют различные точки зрения на причины и мотивы возникновения экстремизма. Их можно сгруппировать по наиболее характерным признакам и особенностям проявления. Так, первая заключается в том, что исследуемый феномен понимается как следствие негативной реакции субъектов – аутсайдеров мировой политики, не имеющих других возможностей для полноправного участия в геополитических играх новой истории. Вторая точка зрения построена на анализе американской политики и стратегии в контексте событий на Ближнем Востоке. Вместе с тем, при всем разнообразии существующих причинно-мотивационных интерпретаций обусловленность экстремизма и терроризма тенденциями развития глобализационных процессов современности очевидна. Она прослеживается в том, что они мобильно адаптируются к транснациональному характеру развития коммуникационно-информационных технологий, трансформационной специфике формирования геополитических схем современного мира [49, с.21].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg