Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные характеристики механизмов психологической защиты и копинг стратегий у подростков

hasanova_v 900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа была написана для студента МарГУ. Защищена на 5, прошла антиплагиат. В работе изучены механизмы психологической защиты и копинг стратегии, которые используют подростки в различных проблемных ситуациях. в работе были использованы методы качественной, количественной обработки результатов и статистического анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Фишера). Окончательный вариант работы будет загружен после оплаты. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность исследования. Актуальность и значимость исследования проблемы формирования психологических защит и копинг-стратегий связана с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Специфика подросткового возраста заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, происходит достаточно болезненно и проходит по- разному у девочек и мальчиков. При возникновении стрессовой ситуации подростки используют различные механизмы психологической защиты, которые вызывают определенные копинг-стратегии в поведении. Исследование гендерных особенностей подростков: поведение, общение, социализация и т.д. дает более полную картину о выборе ими определенных защитных механизмов и копинг-стратегий, которые рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов реагирования подростков на стрессовые ситуации. Изучению проблемы формирования и определения роли защитных механизмов в развитии личности посвящены работы А. Маслоу, Ф. Перлза, А. Фрейд, З. Фрейда, К. Хорни - и др. В отечественной психологии исследованием психологических защит у человека занимались Ф.В. Бассин, P.M. Грановская, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, В.Н. Мясищев, И.М. Никольская, Д.Н. Узнадзе, и др. Исследованием стратегий совладания занимались Е.Б. Битюцкая, С.А. Богомаз, Е.Р. Исаева, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк. Р. Лазарус, А.В. Либина, В.Н. Мясищев, Р.Р. Набиуллина, М.В. Сапоровская, Н.А. Сирота, Э. Хайма и др. Для исследования проблемы формирования механизмов психологичской защиты и копинг-стратегий у подростков, в зависимости от их гендерной принадлежности, - мы использовали научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких как - Г.С. Абрамова, Л.И. Анциферова, Т.В. Бендас, А.М. Богомолов, Л.И. Божович, О.Н. Волкова, Р. Кайл, Т.Л. Крюкова, В.С. Мухина, Х. Ремшмидт, Е.С. Романова, Е.Н. Туманов и др. Несмотря на многообразие работ, посвященных этой проблеме выбранную нами тему исследования: «Гендерные особенности в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом возрасте» нельзя назвать глубоко и всесторонне изученной проблемой психологической науки. Цель исследования: изучить гендерные особенности в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий в подростковом возрасте. Объект исследования: механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Предмет исследования: гендерные особенности в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у современных подростков. Гипотеза исследования заключается в предположении, что: 1) существует взаимосвязь между использованием механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у мальчиков и девочек в подростковом возрасте; 2) существуют гендерные особенности в использовании механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у мальчиков и девочек, причем мальчики - подростки чаще, чем девочки используют эффективные защитные механизмы и копинг-стратегии совладания по отношению к трудным ситуациям (компенсацию, рационализацию, интеллектуализацию, стратегию разрешения проблемы). Девочки чаще всего предпочитают отрицание, подавление, проекцию, интроекцию, реактивное образование, а также поиск социальной поддержки. Задачи исследования: 1. Проанализировать современное состояние изученности феноменов психологической защиты и копинг-стратегий, изучить особенности их проявления в подростковом возрасте. 2. Эмпирически выявить используемые современными мальчиками и девочками – подростками механизмы психологической защиты и копинг-стратегии, установить между ними взаимосвязи. 3. Разработать рекомендации для психологов по формированию конструктивных копинг-стратегий у подростков, учитывая гендерные отличия. Для решения указанных задач использовались следующие методы: 1. Общенаучные методы (теоретический анализ психолого-педагогических исследований); 2. Методы организации исследования (трансверсальная стратегия); 3. Эмпирические методы (тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте), методика «Индикатор копинг-стратегий» (Автор Д.Амирхан)); 4. Методы качественной, количественной обработки результатов и статистического анализа данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Фишера). База исследования: МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы». Участники исследования: учащиеся 8-х классов, всего - 54 ученика (27 – мальчиков; 27 – девочек). Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами при определении путей оптимизации психического развития подростков с целью формирования у них более эффективных механизмов психологических защит и копинг-стратегий. Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка использованной литературы (70 наименований), 7 приложений. Объем работы составил 97 страниц печатного текста.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 1. Теоретические основы изучения механизмов психологической защиты и копинг-стратегий подростков………………………………………....................6 1.1. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте………………………………………………………………………………..6 1.2. Особенности проявления механизма копинг-стратегии в подростковом возрасте………………………………………………………………………………16 1.3. Гендерные особенности в развитии личности и поведении подростков……………………………………………………………………….24 2. Эмпирическое исследование механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков в зависимости от гендерной принадлежности………………………………………………………………….39 2.1. Методика исследования механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков………………………………………………………….39 2.2 Гендерные особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у подростков…………………..……………………………………...41 2.3. Рекомендации для психологов по развитию у подростков адаптационной стратегии разрешения проблемы……………………………………………….55 Заключение……………………………………………………………………….67 Список используемых источников………………………………………………71 Приложения……………………………………………………………………….78
Список литературы

Список используемых источников 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – 5-е изд. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2005. – 702 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2009. - № 1. - с. 14-28. 3. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсации / Ю. А. Александровский. - М.: Медицина, 2006. – 430 с. 4. Андреева, Е.Н. Самоотношение подростков / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Питер, 2005. – 549 с. 5. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 2004. - №1. - с.3-19. 6. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.- 390 с. 7. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 2009. - № 5.- с.54-58. 8. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Ф.В. Бассин // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 489 с. 9. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.:Питер, 2006. – 431 с. 10. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – М.: Просвещение, 2009. – 236 с. 11. Битюцкая, Е.В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями: « совладение» (копинг); исследование способов поведения личности в стрессовых ситуациях / Е.В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – 2011. - №1. – С. 100-110. 12. Богомаз, С.А.Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психологический журнал. - 2012. - №10. - с. 122-126. 13. Богомолов, А.М. Связь интенсивности психологической защиты с процессом самореализации в период активного формирования личности / А. М. Богомолов, А. Г. Портнова // Мир психологии. – 2005. - №1. – с.248-253. 14. Бодров, В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. - №4. - с. 64-74. 15. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с. 16. Брайт, Д. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2011. – 236 с. 17. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 2011. – 412 с. 18. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с. 19. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и личность: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - №4. – с.35-41. 20. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание, 2009. - 388 с. 21. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк. - М.: МИР, 2009. – 500 с. 22. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика / Л.И. Вассерман. – М.: Академия, 2003. – 237 с. 23. Волкова, О.Н. Исследование качества жизни и стратегий совладения в гендерном аспекте / О.Н. Волкова // Вестник психотерапии. – 2005. - №13(18). – с.65-75. 24. Волкович, А.Г. Значение психологической защиты в профессиональной деятельности // Системогенез учебной и и профессиональной деятельности: Мат-лы III Всеросс. Научно-практ. конф., 9-10 октября 2007 г. / А.Г.Волкович. – Ярославль.: Канцлер, 2007. - с. 108-111. 25. Грачев, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 125 с. 26. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей /А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с. 27. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л.Д.Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул.: Сафт, 2003. – 438 с. 28. Иовчук, Н.М. Детско-подростковые психические расстройства / Н.М. Иовчук - М.: НЦЭНАС, 2008.- 459 с. 29. Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка / Р. Кайл. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. 30. Калмыкова, О.И. Обеспечение личностной безопасности школьника как показатель психологической культуры педагога / О.И. Калмыкова // Психология образования: Подготовка кадров и психологическое просвещение. - 2007. - №2. с. 95-97. 31. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей / В.Г. Каменская. - СПб.: Детство - пресс, 2009. – 543 с. 32. Корнилова, Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / Т.В.Корнилова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. - №1. – с.46-57. 33. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2009. - №2. - с. 5-15. 34. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Психологическая диагностика. – 2011. – № 3. – с. 65-75. 35. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ, 2011. – 245 с. 36. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Л.Крюкова. – Кострома.: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 295 с. 37. Либин, А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М.: Смысл, 2009. – 532 с. 38. Либина, А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладение со сложными обстоятельствами / А. В. Либина, А. В. Либин. – М.: Педагогика, 1998. – 389 с. 39. Михайлов, Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие / Под ред. Л.А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с. 40. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр « Академия» , 2008. – 455 с. 41. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. – М.: МОДЭК, 2009. – 238 c. 42. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Р.Р.Набиуллина. И.В. Тухтарова //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003. - 98 с. 43. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с. 44. Нартова-Бочавер, С.К. « Coping behavior « в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн. – 2007. –Т. 18. – № 5. – с.20. 45. Недбаева, С.В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий / С.В. Недбаева. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. - 342 с. 46. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Питер, 2010. – 235 с. 47. Останина, Н.В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков./ Н.В. Останина // Моделирование социальных систем и вопросы преподавания математики в высшей школе: труды международной конференции 26-27 марта 2008 г. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - с. 195-208. 48. Плутчик, Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям / Р. Плутчик. – М.: Хилсдейл, 2009. – 386с. 49. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с. 50. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Под ред. Л.И. Вассермана. – СПб.: Прсовещение, 2009. – 49 с. 51. Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2008. – 252 с. 52. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И.Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования. – 2011. - №3. – с.56-59. 53. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. - М.: Знание, 2008. - 366 с. 54. Романова, Е.С.Механизмы психологической защиты / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. – М.: Талант,1996. - 144с. 55. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара: Изд. дом « БАХРАХ-М» , 2010. – 656 с. 56. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И.Ф. Сибгатуллина, Л.В. Апакова // Прикладная психология. – 2009. – № 5. – с.35. 57. Соколова, Е.Т. Феномен психологической защиты / Е.Т.Соколова // Вопросы психологии. – 2007. - №4. – с.66-79. 58. Ташлыков, В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии / В.А. Ташлыков. – Томск : Изд-во ТГУ, 2010. – 236 с. 59. Туманов, Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманов. – Саратов.: Просвещение, 2012. – 236 с. 60. Тюменева, Ю. А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений / Ю. А. Тюменева // Вопросы психологии. – 2006. -№1. – С.23-32. 61. Чекалина, А.А. Такие разные мальчики и девочки / А.А. Чекалина // Мир школы. - 2002. - № 5.- с.55-58. 62. Шиянов, Е.Н. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании / Е.Н. Шиянов, С.В. Недбаева. - Ростов н/Д.: Ростиздат, 2002. - 432 с. 63. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2010. - 672 с. Электронные ресурсы: 64. Ермакова, О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника / О.Ермакова [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm (22.06.2012). 65. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635a3bc78a5c53a89521316d2_0.html (30.03.2013). 66. Портал психологических изданий. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. – 2008. - №3. – с.56. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm (22.06.2012). 67. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III международно-практической конференции. В 2-х тт. Т.1 / Под ред. Т.Л. Крюкова. – Кострома.: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 284 с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.medpsy.ru/library/library167.pdf (12.05.2010). 68. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17 (15.09.13). 69. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Просвещение, 1993. – 87 с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_12.html (01.07.2014). 70. Харламенкова, Н.Е. Психология личности / Н.Е. Харламенкова. – М.: Сплинт, 2012. – 389 с. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html (14.01.2011).
Отрывок из работы

В основе любой формы поведения лежит определенный стиль реагирования на ситуацию. Традиционно под стилем реагирования понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющийся либо в форме психологической зашиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Для обозначения специфики этих способов пове¬дения используются термины defence («защита» от чего-либо, например от неприятных переживаний) и coping («справляться, совладать» с чем-либо, - например с проблемной ситуацией) [51, с.96]. Изучение реакций людей на трудные, напряженные ситуации способствовало возникновению различных теоретических концепций. Понятие «психологической защиты» или «защитного поведения» появилось в психотерапевтической практике в конце XIX века и обозначало реакцию человека (взрослого или ребенка) на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы «Я» с невыносимыми мыслями или болезненными аффектами [25, с.34].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 42 страницы
230 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 36 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Экономика, 27 страниц
599 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 29 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg