Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эстетическое воспитание младших школьников посредством внеурочной деятельности

hasanova_v 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа была написана для студента МарГУ, дошк. факультета. Защищена на 5, прошла антиплагиат.
Введение

Введение Актуальность. Наша страна переживают сейчас сложный, кризисный период. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы эстетического образования и воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем эстетического образования в школе. Это существующие недостатки в программах, вскрывающие недооценку эстетического воспитания в системе образования, разобщенность дисциплин художественно-эстетического цикла, недостаточную разработку методик. Сюда же можно отнести низкий уровень подготовки учителей, слабую оснащенность учебного процесса. Эти проблемы требуют решения, так как эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического воспитания - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности личности. Важность исследуемого вопроса эстетического воспитания для теории и практики характеризуется актуальностью темы. В процессе исследования мы опирались на труды классиков отечественной психологии, в частности А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева, Б.Г.Лукьянова, Г.С.Лабковской, Л.П.Печко, Ю.Н.Петровой, П.М.Якобсона и др. В современном научном осмыслении вопросов эстетического воспитания младших школьников значительную роль занимают концепции Н.Н.Алексахина, Л.В.Богомоловой, И.П.Волкова, Домогацкой, Е.Л.Зелениной, Т.С.Комаровой, А.Ж.Овчинниковой, Ю.Н.Юсова и др. Кроме того, рассматривая вопросы эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовались статьи из журналов: «Начальная школа» следующих авторов: М.В.Бывальцевой, Е.Н.Домбровской, Т.С.Егоровой, И.И.Зарецкой, И.П.Ильинской, Л.П.Ильиченко, Л.С.Исуповой, Е.В.Карпухиной, Н.М.Конышевой, А.Н.Нехлопочиной, И.В.Просандеевой, Д.В.Ревякина, А.И.Свиридовой, В.Н.Соколовой, а также статьи из журналов «Искусство» (Е.Вансловой), «Искусство в школе» (Х.Гаджиевой, Е. Ильиной, Е.Неклопочиной, А.Нурутдиновой, Н.Ширяевой), «Начальная школа плюс до и после» (Ю.А.Городецкой, Е.П.Кондратьевой), «Дополнительное образование и воспитание» (О.А.Лашко). Цель исследования: изучить возможности эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время. Предмет исследования – влияние внеурочной работы на эстетическое воспитание младших школьников. Гипотеза исследования: мы полагаем, что эстетическому воспитанию младших школьников в значительной мере содействуют учреждения дополнительного образования, в частности ЦДО «???», в котором во внеурочное время с учащимися младших классов реализуется одна из авторских программ (Халиковой Ф.Т.), имеющая большое воспитательное значение и оказывающая положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры. Задачи исследования: 1. Исследовать вопросы эстетического воспитания в трудах философов и классиков отечественной педагогики; 2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников в контексте эстетического воспитания; 3. Рассмотреть формы внеурочной работы по эстетическому воспитанию младших школьников; 4. Провести опытно-экспериментальную работу по эстетическому воспитанию младших школьников с помощью диагностики уровня эстетической воспитанности; 5. Исследовать результативность программы по эстетическому воспитанию младших школьников, реализуемой в условиях Центра дополнительного образования; 6. Провести мониторинг результатов исследования, сделать выводы, разработать рекомендации для педагогов. Методы исследования: 1) Анализ специальной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) Диагностика эстетической воспитанности учащихся (тестирование, анкетирование); 3) Формирующий эксперимент; 4) Данные обрабатывались с помощью следующих методов математической статистики: сравнение средних и дисперсий (или выборочных отклонений), значимость различий средних величин в выборках определялась с использованием «t-критерия» Стьюдента для связных выборок. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excell 2007 и пакета прикладных программ StatPlus 2005. Организационная база исследования: Новизна исследования определяется возможностью проведения внеурочной работы по эстетическому воспитанию младших школьников в условиях Центра дополнительного образования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-практиков, а также педагогов дополнительного образования, работающих по программе эстетического воспитания с младшими школьниками. Практическая значимость заключается в том, что основные теоретические выводы и результаты практической работы могут быть использованы педагогами – организаторами, а также педагогами дополнительного образования в своей работе. В процессе исследования были разработаны ценные рекомендаций для работников образовательной сферы. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, рекомендациями, списком используемых источников, приложениями, глоссарием. Работа проиллюстрирована 9 таблицами и 10 графиками. В список литературы входит 61 источников, дипломный проект представлен на 99 страницах печатного текста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников………………………………………………………………………7 1.1. Вопросы эстетического воспитания в трудах философов и классиков отечественной педагогики………………………………………………………..7 1.2. Возрастные особенности в контексте эстетического воспитания……….17 1.3. Внеурочная работа по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………………………21 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………….34 2.1. Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников………………………………………………………………………34 2.2. Внеурочная работа по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………………………51 2.3. Выявление динамики эстетической воспитанности у учащихся младших классов……………………………………………………………………………58 Заключение……………………………………………………………………...73 Список используемых источников…………………………………………..76 Глоссарий………………………………………………………………………..82 Приложения
Список литературы

Список используемых источников Библиографические источники: 1. Волков, И.А. Приобщение школьников к творчеству / И.А.Волков. – М.: «Просвещение», 1982. – 320 с. 2. Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. – М.: «Просвещение», 1985. – 176 с. 3. Лукьянов, Б. Г. В мире эстетики / Б. Г. Лукьянов. - М.: «Просвещение», 1983. - 192с. 4. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Под ред. Н. А. Кумаева. - М.: «Просвещение» 1986. - 240 с. 5. Эстетическая культура и эстетическое вос¬питание: Книга для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. - М.: «Просвещение», 1983. – 340 с. 6. Эстетическое воспитание в школе: Вопро¬сы системного подхода / А.И. Буров, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова и др.; Под ред. Б.Т. Лихачева. - М.: «Просвещение», 1980. – 430 с. 7. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И. Бурова и Б.Т.Лихачева. – М.: «Просвещение», 1974. – 193 с. 8. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: «Педагогика», 1988.- 104 с. 9. Якобсон, П.М. Психологические предпо¬сылки эстетического воспитания школьников / П.М.Якобсон // Советская педагогика. - 1966. - № 4. Основные источники: 10. Александрова, М.А. Роль кукольного театра в воспитании детей / М.А.Александрова. – М.: «Издат-Пресс», 2011. – с.67. 11. Алексахин, Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учеб.пособие для внеурочной работы с детьми мл.шк.возраста / Н.Н.Алексахин. - М.: «АГАР», 1998. - 47с 12. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры: Программа экспериментального курса. - М.: «Новая школа», 1993. - 80с. 13. Волков, И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1993. - 127с. 14. Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост.Т.Е.Вендрова, В.Пигарева. – М.: «Просвещение», 1991. - 203с. 15. Домогацкая, И. Е. Первые уроки музыки: учеб. пособие для учащихся отделений раннего эстетического развития дет. школ искусств / И. Е. Домогацкая. - М.: «Росмэн», 2003. - 143 с. 16. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 256 с. 17. Зеленина, Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей / Е.Л.Зеленина. - М.: «Просвещение», 1996. - 64с. 18. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: «Просвещение», 1991. – 390 с. 19. Корчмарош, П. Карандаш - волшебник: Полезные уроки рисования. – Минск.: НПФ «БЛП», 1994. – 110 с. 20. Мир музея [Электронный ресурс] : [электрон, прил. кодноим. кн.]. - [Изд. 2-е]. - СПб. : Государственный Русский музей, 2009. - 1 электрон, опт. диск (СD-RОМ). - (Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!"). 21. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / О.П. Власенко. – Волгоград.: «Учитель», 2007. – 111 с. 22. Овчинникова, А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников / А.Ж.Овчинникова. - М.: «Наука», 1997. - 105с. 23. Основы эстетической культуры: Для общеобразоват., спец.шк., гимн, и внешк. детских учрежд. / Науч. ред. исост.Л.П.Печко. - М.: «ИЦЭВ РАО», 1998. - 47с. 24. Подари красоту детям / Авт.-сост.О.Г.Иванова. - Йошкар-Ола, 1995. – 64 с. 25. Программа по эстетическому воспитанию детей и подростков. - Йошкар-Ола, 1993. - 74с. 26. Протопопов, Ю. Н. Идем в музей с учащимися / Ю.Н.Протапов. - М.: «Чистые пруды», 2005 . - 30 с 27. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразователь¬ных учреждений. - Ростов на/Д , 1998. – 580 с. 28. Пчелкина, Т. В. Диагностика и развитие музыкальных способностей: дидактические игры на занятиях с младшими школьниками / Т.В.Пчелкина. - М.: «Чистые пруды», 2006. - 31 с. 29. Система художественно-эстетического воспитания: Из опыта работы Помарской средней шк. Волжского района Республики Марий Эл / Адм. Волжского района Респ. Марий Эл; Ред. журн. "Марий Эл" / Ред.-сост. Л. И. Глизерина. - Йошкар-Ола, 2000. - 56 с. 30. Театр-студия "Дали" : Образовательные программы. Игровые уроки. Репертуар / Сост.А.Б.Никитина. - М.: «Родникъ», 1997. - 296с. 31. Усов, Ю.Н. Развитие эстетической культу¬ры подростка средствами кино, телевидения, ви¬део. Проблемы эстетического воспитания под¬ростков / Ю.Н.Усов. - М.: «Педагогика», 1994. – 390 с. 32. Финченко, Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе. : Учеб.пособие /Владимирск.гос.пед.ин-т. - Владимир, 1990. - 83 с. 33. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1998. - 134с. 34. Эстетика: Учебное пособие / Под ред. проф. В.А. Лозового. - Сумы, 1999. – 230 с. 35. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. А.А. Радугин. - М.: «Педагогика», 1998. – 340 с. 36. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки: Сборник статей по теории и практике эстетического воспитания –М.: «Просвещение», 1994. – 116 с. Периодические издания: 37. Бывальцева, М. В. Востребованность художественных навыков и способностей младших школьников в подготовке к празднику / М.В.Бывальцева // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 45-50. 38. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования/ Е. Ванслова //Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29. 39. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007.– С. 78 – 80. 40. Городецкая, Ю.А. Интегрированная художественно-эстетическая деятельность в системе дополнительного образования / Ю.А.Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - №5. – с. 58-62. 41. Домбровская, Е Н.. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий / Е.Н.Домбровская // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 65-69. 42. Егорова, Т.С. О системе эстетического воспитания в начальной школе / Т.С.Егорова //Начальная школа. - 1995. -№ 2. -С. 8-12. 43. Зарецкая, И.И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И.И.Зарецкая // Начальная школа. – 2011. - №1. – с.54-58. 44. Ильина, Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - №1. - С.13 - 15. 45. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - № 1.- С. 20 -25. 46. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников / И.П.Ильинская // Начальная школа. – 2010. - №2. – с.3 – 8. 47. Ильиченко, Л. П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников / Л.П.Ильиченко // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 15-29. 48. Исупова, Л. С. Как прекрасен этот мир, посмотри../ Л.С.Исупова //Начальная школа. -1996. - №2. - С. 4-9. 49. Карпухина, Е. В. Использование кейс-метода как средства формирования эстетического вкуса у младших школьников / Е.В.Карпухина //Начальная школа. -2010.- № 11.- С. 107-109. 50. Кондратьеа, Е. П. О новых подходах к интегрированным урокам / Е.П.Кондратьева // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 7. - С. 52 - 56. 51. Конышева, Н. М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников в системе интегративной педагогики / Н.М.Конышева // Начальная школа. - 2000. - № 3. - С. 43-52. 52. Лашко, О.А. Художественное воспитание младших школьников / О.А.Лашко // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №6. – с.14-16. 53. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств / Е. Неклопочина // Искусство в школе. –2008. - № 5. – С. 65 – 69. 54. Нехлопочина, А. Н. Педагогические условия взаимодействия видов искусства / А.Н.Нехлопочина //Начальная школа. -2010.- № 11.- С.110-112. 55. Нехлопочина, А.Н. Систематизация чувственного опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств / А.Н.Нехлопочина // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 108-112. 56. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности / А. Нурутдинова //Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 64 – 66. 57. Просандеева, И.В. Кукольный театр в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников / И.В.Просандеева // Начальная школа. – 2010. -№4. – с.100-102. 58. Ревякин, Д. В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста / Д.В.Ревякин // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 93-96. 59. Свиридова, А. И. Роль русского народного творчества в воспитании младших школьников / А.И.Свиридова // Начальная школа. - 1999. - № 12. - С. 26-27. 60. Соколова, В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре / В.Н.Соколова // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 87-91. 61. Ширяева, Н. Русское народное творчество / Н.Ширяева // Искусство в школе. - 1994. - № 1.- С. 12-14.
Отрывок из работы

1.1. Вопросы эстетического воспитания в трудах философов и классиков отечественной педагогики Одной из главных составляющих духовной культуры человечества является накоплен¬ный в процессе его развития эстетический опыт. Он богат и разнообразен, представлен во всем многообразии материального мира, созданного человеком по его представлени¬ям о законах красоты. Формирование представлений об идеале красоты склады¬валось веками и нашло свое отражение «в чистом виде» прежде всего в произведени¬ях искусства и декоративно-прикладном творчестве. Эстетическое - «специфиче¬ское чувственное духовное отношение че¬ловека к действительности, в процессе ко¬торого в соответствии со своими идеальны-ми представлениями о совершенстве, кра¬соте и гармонии субъект оценивает форму различных проявлений бытия» [1, с.67]. Формирование духовной культуры сов¬ременного школьника уже в начальной школе - одна из наиболее важных педаго¬гических проблем, требующая неотложного и компетентного решения. Эстетическая культура личности - необходимая составляющая духовной культуры человека. Дея-тельность современной школы должна быть направлена на формирование основ¬ных, ведущих компонентов эстетической культуры личности школьника. Эстетиче¬ское воспитание должно предполагать вклю¬чение школьника в процесс эстетической де¬ятельности, что, естественно, приведет (и уже приводит) к существенному изменению и обогащению структуры и содержания ху¬дожественно-эстетического образования, форм и методов его осуществления.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg