Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС

arina_pal 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2018
Под оценочной самостоятельностью мы понимаем самостоятельное установление качества своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи на основе собственных знаний и умений. Перечисленные выше педагогические приёмы, средства организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов в повышении уровня оценочной самостоятельности у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе. Основной целью экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы: уровень оценочной самостоятельности младших школьников будет повышаться, если для этого на уроке применять современные педагогические приёмы, направленные на повышение уровня оценочной самостоятельности.
Введение

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. В последнее время достаточно много говорится об оценочной самостоятельности. Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. В связи с этим одну из целей реформы (а не модернизации) в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных педагогов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки. В этом направлении уже есть определенный опыт, наработки школ (к сожалению, иногда носящие формальный характер, когда пятибалльная шкала заменяется другими формами оценки учащихся: не затрагивая при этом всех остальных составляющих образовательного процесса). Однако, на наш взгляд, помимо вышеуказанной цели (безусловно важной для школы) оценочная самостоятельность ориентирована на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Таким образом, проблему развития уровня оценочной самостоятельности необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках оценочную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему оценочной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования. В рамках данной проблемы оценочная самостоятельность становится базовым педагогическим условием ее решения. Поэтому вторую важную цель оценочной самостоятельности в начальной школе мы видим в создании оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников и развития личности в целом. Фактически, необходимо сделать так, чтобы оценочная самостоятельность стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. Анализ отечественного опыта развития оценочной самостоятельности в образовательном учреждении выявил ряд противоречий: - растущая потребность общества в самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людях, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе; - искажение отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. Таким образом, мы видим, что данная тема не только интересна с точки зрения ее исследования, но и актуальна на сегодняшний день. Актуальность проблемы обусловила выбор темы магистерской диссертации «Развитие оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС». Проблема исследования: каковы приёмы и средства развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Объект исследования: процесс развития оценочной самостоятельности младших школьников в условиях ФГОС. Предмет исследования: современные педагогические приёмы как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС. Целью данной работы разработать программу по развитию оценочной самостоятельности учащихся 4 класса на уроках литературного чтения. Гипотеза исследования: уровень оценочной самостоятельности младших школьников будет повышаться, если для этого на уроке применять современные педагогические приёмы. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие об оценочной самостоятельности младших школьников. 2. Рассмотреть приёмы и средства развития оценочной самостоятельности. 3. Диагностировать уровень развития оценочной самостоятельности младших школьников; 4. Разработать программу развития оценочной самостоятельности учащихся 4 класса на уроках литературного чтения в условиях ФГОС; 5. Провести анализ полученных результатов исследования и сделать выводы. Реализация поставленных задач потребовало привлечения различных методов: 1. анализ научной литературы, электронных изданий и ресурсов учебного назначения по проблеме исследования; 2. диагностика уровня развития оценочной самостоятельности младших школьников; 3. метод анализа продуктов деятельности; 4. методы качественного и количественного анализа полученных результатов; 5. педагогический эксперимент. 6. метод математической статистики. 7. метод проектирования при разработке системы оценивания с целью повысить уровень оценочной самостоятельности младших школьников. Методологическими основаниями исследования являются: 1. теория личностно-ориентированного обучения ( А. Г. Асмолов, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.); 2. теория системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский [9] А.Н. Леонтьев[32] Д.Б. Эльконин [49], П.Я. Гальперин[14] В.В. Давыдов[20].) Теоретическими основами исследования являются: - исследования в области контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (Е.И. Проничева [13] , А.Б. Воронцов[8], М.К. Чугреева, А.К. Маркова[33], Т.А. Матис[32], Г.В. Репкина[34], Е.В. Заикина[23], Т.Дембо, С. Рубинштейн, А.И. Липковой[31], Е.А. Савонько[37], Е.А. Серебряковой, В.А. Горбачёвой); Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, способствующая повышению уровня развития оценочной самостоятельности, может быть в дальнейшем использована учителями начальной школы . Опытно – экспериментальной базой исследования явилась БОУ «Мартюшевская средняя общеобразовательная школа» с. Баженово Тарского района Омской области. В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса в количестве 4 человек, классный руководитель и заведующий по воспитательной работе. Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментально работы через публикации (две научных публикации). Основное содержание магистерской работы отраженно в следующих публикациях: Неупокоева, А.В. Оценочная самостоятельность в начальной школе / А.В. Неупокоева // Интерактив плюс г.Чебоксары «Образовательная среда сегодня: стратегии развития». Выпуск 4 (8). – 2016 – № 4. – С. 9-12. Неупокоева, А.В. Приёмы и средства развития уровня оценочной самостоятельности учащихся младшего школьного возраста/ А.В. Неупокоева // Интерактив плюс г.Чебоксары «Педагогические инновации. От теории к практике». – 20016. – № 5. – С. 65–68.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках в условиях ФГОС…8 1.1. Понятие об оценочной самостоятельности младших школьников………….8 1.2. Приёмы и средства развития оценочной самостоятельности………………17 1.3. Развитие умения оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………………...25 Выводы по первой главе…………………………………………………………34 ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное исследование программы развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС……………………………………...35 2.1. Диагностика сформированности оценочной самостоятельности младших школьников. ………………………………………………………………………..35 2.2 Описание программы развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в 4 классе в условиях ФГОС…38 2.3. Анализ эффективности реализованной программы развития оценочной самостоятельности младших школьников………………………………………..41 Выводы по второй главе………………………………………………………...45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...47 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...52
Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. [Текст]/ Амонашвили Ш.А. – Рига.: Эксперимент, 2009. – С.133. 2. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. [Текст]/ - М.: ГУ ВШЭ, 2001.-С.164. 3. Батурин Н.А. Оценочная функция психики: Диссерация доктора психологических наук. СПб., 2002. 4. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования: Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора педагогических наук. — СПб., 2004. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ - М.: Просвещение, 2000. – С.464. 6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.-304 с. 7. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] / - М.: ВЛАДОС, 2007. — С.159 8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности [Текст]/Воронцов А.Б. – М.: «Рассказовь», 2002. – С.102-106. 9. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова[Текст]/ - М., Издатель РассказовЪ, 2004. – С.300. 10. Выготский JI.C. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. 11. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: «Педагогика», 1991.1. C. 390. 12. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л., 1995. 13. Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. - М.: Изд-во МГУ, 2008. 14. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Гальперин П.Я. – М.: Университет «Высшая школа», 2002. – С.399 15. Голубева Л. М. Оценка достижений младшими школьниками планируемых результатов обучения: методические рекомендации / [Текст] составитель Красноярск: КИПК, 2011.- С.36. 16. Горецкий В.Г. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением умений и навыков в начальной школе. - М.: Начальная школа, 2004. 17. Жданова Р.А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников. - Ростов-на-Д., 1999. 18. Давыдов В.В. [Текст]/ Проблемы развивающего обучения. М., 2004. 19. Данилов М.А., Есипов Б.П. [Текст]/ Дидактика. — М., 2007. 20. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. [Текст]/В кн.: Возрастная и педагогическая психология//Под ред. А.В.Петровского). – М.: Просвещение, 1973, С.66-97. 21. Дидактика средней школы. / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера и др. - М., 2002. 22. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 2001. – С. 319. 23. Изучение результативности обучения в начальных классах. [Текст]/ - М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 2001. 24. Кн. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст]/ Минск: Университетское, 2010. - 560 с. 25. Контроль и оценка как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.Я. Якиманской. М., 2010. 26. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года деятельности [Текст]/ Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года деятельности – М.: Знание , 2003. – С.32. 27. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2006. - 121 с. 28. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль – важные условия формирования учебных навыков [Текст]/ Кузнецов В.И.//Начальная школа. – 1986. - №12 – С.11-16.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития оценочной самостоятельности младших школьников на уроках в условиях ФГОС. 1.1 Понятие об оценочной самостоятельности младших школьников. Впервые понятие «оценочная самостоятельность» использует А.Б. Воронцов, говоря о том, что «…проблема развития оценочной самостоятельности младшего школьника следует рассматривать как условие развития основ учебной самостоятельности школьников, т.е. основ умения учиться» [8] . Воронцов А.Б. [9] акцентирует внимание на том, что школа отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках такую учебную самостоятельность, как желания, умения и способности расширять свои знания (самообразовываться) по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассмат¬ривать только в контексте начальной школы - это проблемы всего периода обучения школьника. Однако от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе. Школьная специфика оценочной самостоятельности состоит в том, что эти требования задаются в основном извне, в виде критериев того, что такое «отличная» работа, и какая работа считается «неудовлетворительной». В последние годы проблема оценочной самостоятельности всё больше становится предметом психологических и психологических исследований. По мнению исследователей, это обусловлено тем, что оценочная самостоятельность – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершённых ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Авторы, пользующиеся понятием оценочная самостоятельность, понимают её далеко не однозначно. Но при всём разнообразии подходов к определению этого понятия в него обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают данный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость развития оценочной самостоятельности для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Обратимся к тому, как определяют оценочную самостоятельность некоторые исследователи. «Оценочная самостоятельность - это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? всё ли я ответил?». Очень близко к этому определению оценочной самостоятельности определение В.И. Страхова, который считает, что «оценочная самостоятельность есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов». Д.Б. Эльконин [44] несколько иначе формулирует понятие оценочной самостоятельности, но смысл его остаётся тем же: «действие самостоятельной оценки состоит в сопоставлении воспроизводимого ребёнком действия и его результата с образцом через предварительный образ». При этом Д.Б. Эльконин [45] даёт ещё одно определение оценочной самостоятельности – это «есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом». Проведённый нами анализ показывает, что оба эти определения оценочной самостоятельности уместны, но они соответствуют разным видам оценочной самостоятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg