Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организационно - педагогические условия реализации образовательной области «Речевое развитие» в ДОУ

arina_pal 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.02.2018
Проведенное нами исследование в области теории и практики позволило нам установить, что в настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется вопросам развитие речи.В связи с принятием ФГОС ДО этот принцип актуализировался. Однако анализ состояния проблемы на практике показал, что реализация ОО "Речевое развитие" вызывает затруднения как проектировочного, так и организационного характера. Выход из создавшейся ситуации мы видим в формировании профессиональной компетентности.
Введение

Актуальность проблемы. Среди причин, определяющих недостаточный уровень развития речи, выделяют проблемы, связанные с вопросами управления образовательным процессом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Управлению образовательным процессом ДОУ посвящены многие исследования (Л.П. Ильенко, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, С.В. Кульневича, В.И. Гончаровой, Т.Н. Макаровой, Н.И. Дереклеевой, В.М. Лизинского и др.) В трудах отечественных психологов и полноценная речевая деятельность рассматривается как важнейший фактор усвоения ребенком социального опыта, как предпосылка социальных форм поведения. Достижение этой цели во многом зависит от освоения детьми всех компонентов речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение речи; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5]. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Дошкольный возраст период интенсивного овладения родным языком. Исследованием развития речи занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, Г.А.Черемухина, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, и др. В теории дошкольной педагогики вопросы методики развития речи работы представлены достаточно полно. В работах Г.Н.Бавыкиной, В.В. Гербовой, А.П.Иваненко, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, О.И.Соловьевой подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете и явлении. Несмотря на достаточную разработанность теоретико-методических аспектов проблемы как показывают исследования, у дошкольников достаточно часто встречаются нарушения лексико - грамматической структуры речи, многие дошкольники испытывают затруднения в подборе адекватных лексических средств при построении связного высказывания. Необходимость разработки проблемы дошкольников в образовательном процессе ДОУ обусловлена противоречиями между: ? современными требованиями общества к формированию образованной, культурно-развитой личности, владеющей богатством родного языка и падением уровня речевой культуры в обществе; ? разработанностью теоретических основ развития речи детей дошкольного возраста и недостаточной подготовленностью педагогов к реализации системы развития речи в дошкольном образовательном учреждении. ? имеющимся потенциалом речевого развития детей дошкольного возраста в области освоения речи родного языка и недостатками в организации процесса развития речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно - педагогические условия, внедрение которых обеспечит реализацию ОО «Речевое развитие». Объект исследования: управление образовательным процессом ДОУ. Предмет исследования: описание организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательной области «Речевое развитие» (ОО «Речевое развитие»)в ДОУ. Задачи исследования: 1. Проанализировать и обобщить управленческую, лингвистическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить состояние проблемы впедагогической практике. 3. Разработать и описать комплекс организационно-педагогических условий реализации ОО «Речевое развитие». Методологические основы исследования: - системный подход к исследованию педагогических явлений (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.); средовой подход в воспитании и обучении, концепция непрерывного развития ребенка в педагогически организованной среде (Ю.С. Мануйлов, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др; - исследования в области управления образовательным процессом ДОУ (П.Ф. Каптерев,С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, В.Н. Макарова, Н.И. Дереклеева, В.М. Лизинский, В.С. Пикельная и др.); - научные труды в области лингвистики (А.А. Потебня, Л.В.Щерба, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов); в области психолингвистики :А.А.Леонтьев, А.М. Шахнорович, Н.И.Лепская, И.Н.Горелов; - исследования закономерностей речевого развития дошкольников (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин); - педагогические исследования речевого развития дошкольников В.В. Гербова, А.А. Богатырева, Ю.С. Ляховская, В.И. Логинова, М.М. Е.М.Струнина, Л.А.Колунова). Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий); анкетирование, диагностические методики, анализ педагогической документации. Теоретическая значимость: заключается в уточнении основных понятий проблемы, обобщения теоретических аспектов проблемы организационно - педагогических условий реализации ОО «Речевое развитие». Практическая значимость: разработана система мероприятий по повышению профессиональной компетенции педагогов в области речевого развития дошкольников, методические рекомендации по созданию предметно - развивающей среды для реализации ОО «Речевое развитие», содержание взаимодействия ДОУ с семьей в реализации ОО «Речевое развитие».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. …..3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………………………….7 1.1 Управление образовательным процессом в ДОУ…………… ...7 1.2 Характеристика образовательной области «Речевое развитие»………………………………………………………………....19 1.3 Характеристика организационно - педагогических условий реализации образовательной области «Речевое развитие» в ДОУ………………………………………………………………………….30 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………… ...44 2.1 Методика и результаты констатирующего этапа эксперимента………………………………………………………………..44 2.2 Описание организационно-педагогических условий реализации образовательной области «Речевое развитие» в ДОУ………………….52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................68
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2000. 2. Алексеева, М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.. 2000. 3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников /М.М.Алексеева, В.И. Яшина.. -М.: Академия, 1999.-159с. 4 Арушанова , А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16. 3. 4. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 486 с. 5. Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение: учеб.пособие для вузов / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю. Давыдова. –М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2005. – 399 с. 6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. инст. / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с. 7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT, 2008. – 210с. 8. Ворошнина, Л. В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни / Л. В. Ворошнина // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – 104-108 с. 9. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. –М.: ТЦ Сфера, 2006. –96 с. 10. Березина, Н. О. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др. / под науч.рук. Д. И. Фельдштейна, А. Г. Асмолова.–Просвещение, 2012.–303 с. 11. Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков.–СПб. : Служба доверия, 1994.–315 с. 12. Васильева, А. И. Старший воспитатель детского сада / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кибитина. –М. : Просвещение, 1990. – 143 с. 13. Васюкова, Н. Е. Планирование как механизм выстраивания интегративного содержания педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Н. Е. Васюкова :автореф. дис. … канд. пед. наук.–М., 2009.–25 с. 14. Вачков, И. В. Психология тренинговойработы : Содержательные, органи¬зационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков.–М. :Эксмо, 2008. – 416 с.–(Образовательный стандарт XXI). 15. Вершинина, Н. Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду / Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова // Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010. – 111 с. 16. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов // Учебник. – 3-е изд. –М. : «Гардарики», 2005. – 528 с. 17. Войтина, Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Магнитогорск, 2001 190 c. 18. Воробьева, Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения / Т. К. Воробьева. –М. : «Ансел-М», 1997. – 64 с. 19. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи детей: учеб.-метод. комплекс курса / авт.-сост. Л. В. Ворошнина. – Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 53 с. 20. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 115 с. 21. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, под ред. В. В. Давыдова. –М. : Педагогика, 1991. – 480 с. 22. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 4. – С. 395. 23. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов.–СПб.: Изд-во «Речь», 2007.–256 с. 24. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с. 25. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие / Т. В. Зайцева.–СПБ. : Речь; М. : Смысл, 2002.–80 с. 26. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. —М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с. 27. Колесникова, И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин :дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Колесникова.–Л., 1991.–493 с. 28. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 352 с. 29. Краснорядцева, О. М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. – 2002. – № 16–17. – С. 42–44. 30. Кривцова, В. И. Планирование образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/23/planirovanie-vospitatelno-obrazovatelnogo-protsessa-v 31. Каргин, Л. С. Народная художественная культура: Курс лекций. / Л.С. Каргин, - М., 2006. - с. 182.. 32. Михайлова, А. Прочитаем заново/ А. Михайлова//Дошкольное воспитание - 2003. - №12 - о. 42-48. 33. Мухина, В. Детская психология/ В. Мухина.// 2-ое издание. - М.. 2000. 34. Макаров, Ю. В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности :дис. ... канд. психол. наук / Ю. В. Макаров.–СПб, 1996.–196 с. 35. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов–М.: «Когито-Центр», 2001.–251 с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОУ 1.1 Управление образовательным процессом ДОУ На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи - обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально - экономический. В связи с этим все более важное значение имеет управление в достижении задач развития и воспитания детей имеет управление образовательным процессом ДОУ. Любая работа начинается с управления. Рассмотрим подходы, обозначенные в литературных источниках к управлению образованием. Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения [27]. Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей [35]. Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности. При этом субъект управления - это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Ими в ДОУ выступают заведующий или его заместители как физические лица, а также коллективные органы управления, Совет учреждения, Совет педагогов, Попечительный совет как юридические лица. Объектом управления могут быть физические лица, а также организационные системы (дошкольное образовательное учреждение) и процессы (образовательный процесс) [36]. Управление образовательным процессом рассматривается как целенаправленное воздействие на образовательный й процесс для обеспечения его оптимального функционирования и развития [33]. Образовательный процесс в ДОУ рассматривается как процесс взаимодействия педагогов, воспитанников и родителей при решении образовательных задач, направленных на разуитие воспитанников. Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде трех уровней.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 54 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg