Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Разучивание стихотворений, как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

hasanova_v 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа была написана для студента МарГУ, защищена на 5, проверена на антиплагиат. Проведено исследование, как с помощью разучивания стихотворений у дошкольников можно эффективно развивать память. Проведен практический эксперимент в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, использованы статистические методы, количественный и качественный анализ. сделаны выводы. Есть презентация к диплому. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Актуальность исследования. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М.Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность [50, с.32]. Память у детей старшего дошкольного возраста характеризуется в большей степени своей непроизвольностью, и для того, чтобы ребенку легче запоминался изучаемый материал, необходимо сильное подкрепление, образное запечатление в памяти. Дошкольников ежедневно знакомят с художественной литературой, дети любят слушать рассказы, стихотворения, сами любят участвовать в инсценировках сказок, потешек, стишков, и очень часто представляется для них сложным разучивание даже небольшого отрывка из сказки или стихотворения. В этом случае очень важно научить ребенка не просто запомнить текст стихотворения, а использовать при запоминании различные приемы, к примеру, методы мнемотехники, которые для детей являются привлекательными, яркими, оставляя в памяти красочные образы и потому способствуют запоминанию. Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: А. Д. Алферов, В. В. Аткинсон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Л. М. Житникова, Ф. И. Зинченко, Е. В. Комаровская, Д. Лапп, Ф. Лезер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. Ю. Матюгин, В. С. Мухина, С. Мюллер, Р. С. Немов, Ю. К. Пугач, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, К. Ясперс и другие. В нашем исследовании мы рассмотрим своеобразие памяти у детей старшего дошкольного возраста в работах В. Н. Белкиной, Л. С. Выготского, Е. Е. Даниловой, И. Г. Житомирской, Н. Я. Кушнир, Т. Д. Марциновской, И. Ю. Матюгина, Ж. Пиаже, И. Е. Светловой, Е. О. Смирновой, Г. А. Урунтаевой, Л. В. Черемошкиной, О. А. Шаграевой и др. Разучивание стихотворений, как средство развития памяти - эта тема является не достаточно исследованной в современном аспекте. И тем не менее, работы некоторых авторов (М. Грюнберг, С. Мюллер, Л. Г. Парамонова, А. В. Сунцова и др.) вошли в основу данного исследования. Объект исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством разучивания стихотворений. Цель исследования: изучить эффективность использования стихотворений в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития памяти у детей старшего дошкольного возраста; 2. Подобрать и апробировать пакет диагностических материалов по выявлению уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста; 3. Разработать и апробировать программу экспериментального исследования по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе разучивания стихотворений, выявить ее эффективность; Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что эффективным средством для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста является разучивание стихотворений. Методы исследования: 1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2) Практические: - Методика диагностики зрительной памяти «Небылицы» - Методика диагностики словесной памяти «10 Слов» - Методика диагностики образной памяти «Память на образы»; - педагогический эксперимент; 3) Статистические: методы математической обработки данных с использованием критерия t – Стьюдента. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excell 2007 и пакета прикладных программ StatPlus 2005. База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» п. Сернур, дети в количестве 40 человек старших групп «Колокольчик» (экспериментальная группа) и «Незабудка» (контрольная группа). Новизна исследования. Основываясь на общетеоретических представлениях об особенностях детской памяти (А. Д. Алферов, В. В. Аткинсон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Данилова, Л. М. Житникова, Е. В. Комаровская, И. А. Корсаков, И. Ю. Кулагина, А. Р. Лурия, И. Ю. Матюгин), раскрыты причины, по которым дети с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки и т.д. Используя современные научные концепции отечественных и зарубежных авторов (М. Курланд, Ю. К. Пугач, И. Е. Светлова, А. В. Сунцова, Л. В. Черемошкина), изучены наиболее эффективные способы запоминания, в частности мнемотехнические приемы (таблицы, пиктограммы и другие средства), благодаря которым запоминание приобретает произвольный, преднамеренный характер. Практическая значимость заключается в том, что основные теоретические выводы и результаты практической работы могут быть использованы различными специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. В частности нами разработаны конспекты занятий по развитию памяти в процессе разучиваний стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста, перспективный план работы педагога. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования (теоретической и практической), заключением, списком использованных источников, приложениями. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 5 гистограммами. Список литературы представлен 54 источниками. Выпускная квалификационная работа представлена на 115 страницах печатного текста.
Содержание

Содержание Введение………………………………………………………………………..3 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе разучивания стихотворений……….7 1.1. Память: сущность понятия, основные виды…………………………..7 1.2. Методы и приемы развития памяти дошкольников.…………………………………………………………17 1.3. Использование стихотворений в развитии памяти у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….28 Выводы по первой главе……………………………………………….37 2. Практическое исследование процесса развития памяти у дошкольников в процессе разучивания стихотворений………………39 2.1. Уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….............39 2.2. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе разучивания стихотворений………………………………………………….52 2.3. Динамика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….73 Выводы по второй главе……………………………………………………...88 Заключение…………………………………………………………………...89 Список использованной литературы и источников………………….....93 Приложения
Список литературы

1. Алфёров, А.Д. Общая психология. Курс лекций / А.Д.Алферов. - М.: «Владос», 2003. – 446 с. 2. Аткинсон, В. В. Познай себя. Развитие памяти и интеллекта / В. В. Аткинсон. - СПб.: «Респекс», 1994. – 382 с. 3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н.Белкина. - Ярославль: ЯГПУ, 1998. – 248 с. 4. Венгер, Л.А. Психология. Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М.: «Просвещение», 1998. – 336 с. 5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 222 с. 6. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С.Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с. 7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 1997. – 140 с. 8. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: 3-е изд. / М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. - М.: 1999, - 373 с. 9. Данилова, Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е.Е.Данилова. - М.: Академия, 1999. – 159 с. 10. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. - М.: «Просвещение», 1985. - 221 с. 11. Житомиpская, И.Г. Сравнительное изучение умственных действий старших дошкольников/ И.Г. Житомирская, Н.А. Орешкина // Вопросы психологии. - №3. - 1991. - с. 19 12. Исследование памяти. – М.: «Наука», 1990. – 216 с. 13. Комаровская, Е.В. Как помочь ребенку развить память / Е.В.Комаровская. – М.: «Питер», 2011. – 207 с. 14. Корсаков, И.А. Наедине с памятью / И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова. – М.: «Эйдос», 1993. – 430 с. 15. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А.Крылов, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000, - 289 с. 16. Кузьменкова, Е.М. Как играть в стихи / Е.М.Кузьменкова. – М.: «Чистые пруды», 2008. – 32 с. 17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с. 18. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: «Сфера», 2001. – 463 с. 19. Курланд, М. Как улучшить память / М.Курланд, Р. Лупоф. – М.: «Астрель», 2003. – 400 с. 20. Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. - Мозырь., 2002. - 77 с. 21. Лапп, Д. Улучшаем память в любом возрасте / Пер. с фран. М.С.Фанченко. – М.: «Мир», 1993. – 239 с. 22. Лезер, Ф. Тренировка памяти / Ф.Лезер. – М.: «Эйдос», 1995. – 320 с. 23. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р.Лурия. - М.: «Просвещение», 1994. – 230 с. 24. Макселон, Ю. Психология / Ю. Макселон. - М.: Просвещение, 1998. – 425 с. 25. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология / Т. Д. Марциновская, Е. И. Изотова, Т. Н. Счастная. - М.: Гардарики, 2003. - 252 с. 26. Матюгин, И. Ю. Зрительная память / И. Ю.Матюгин, Е. И. Чакаберия. – М.: «Эйдос». – 73 с. 27. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. – М.: «Эйдос», 1995. – 114 с. 28. Матюгин, И. Ю. Как развить хорошую память / И. Ю. Матюгин, Е. Л. Жемаева, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 416 с. 29. Матюгин, И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения / И. Ю. Матюгин. – М.: «Эйдос», 1996. – 480 с. 30. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. - М.: «Академия», 1997. – 450 с. 31. Мюллер, С. Развитие суперпамяти и супермышления у детей / С. Мюллер, С. Сергеева. – М.: «Питер», 2011. – 237 с. 32. Немов, Р. С. Общие основы психологии: Кн.1 / Р.С.Немов. - М.: Просвещение, 1994. – 235 с. 33. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. / Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 608 с. 34. Немов, Р.С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. / Р.С.Немов. – М.: «Владос», 2001. – 640 с. 35. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 448 с. 36. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: «Питер», 2003. – 592 с. 37. Парамонова, Л. Г. Стихи для развития речи: Занимательное путешествие в мир слов / Л.Г.Парамонова. – СПб.: «Дельта», 1998. – 207 с. 38. Петровский, А. В. Общая психология. Учебник для ВУЗов / А.В. Петровский. - М.: «Просвещение», 1977. – 479 с. 39. Пиаже, Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. - СПб.: Питер, 2003. -159 с. 40. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: «ЧеРо», 2000. – 816 с. 41. Пугач, Ю. К. Развитие памяти: система приемов / Ю. К. Пугач. – Минск.: «Сказ», 1995. – 95 с. 42. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / Л.Е.Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград.: «Учитель», 2011. – 235 с. 43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: «Питер», 1999. – 580 с. 44. Светлова, И.Е. Память: для чтения взрослым детям / И.Е.Светлова. – М.: «Мэкско», 2002. – 47 с. 45. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: « Просвещение», 1995. – 340 с. 46. Смирнова, Е.О. Психология ребёнка. Учебник для педагогических ВУЗов и училищ / Е.О.Смирнова. - М.: Школа-пресс, 1997. – 383 с. 47. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под редакцией С.Ю.Циркина. - Санкт-Петербург.: «Речь», 2001. – 300 с. 48. Сунцова, А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста / А.В.Сунцова, С.Н.Курдюкова. – М.: «Эксмо», 2010. – 57 с. 49. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М.: «Просвещение», 1999. – 340 с. 50. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 490 с. 51. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. - Ярославль.: «Союз», 1997. – 230 с. 52. Шаграева, О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. Учебное пособие для ВУЗов / О. А. Шаграева. - М.: «Владос», 2001. – 367 с. 53. Язык памяти / М. Грюнберг. – М.: «Эксмо-пресс», 2002. – 255 с. 54. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. - М.: Практика, 1997. – 218 с.
Отрывок из работы

1.1. Память: сущность понятия, основные виды Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Ещё Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (связь, соединение), получили в психологии широкое распространение. Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д.Юм, У.Джеймс, Г.Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций – многократное повторение одних и тех же процессов во времени [3, с.132].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Контрольная работа, Маркетинг, 4 страницы
255 руб.
Курсовая работа, Политология, 23 страницы
50 руб.
Контрольная работа, Языки (переводы), 2 страницы
170 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg