Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

hasanova_v 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа написана для студента Мар ГУ, факультета дошкольной педагогики. Защищена на 5. Прошла антиплагиат, более 50% (оригинальность). В работе изложены практические и теоретические методы формирования геометрических представлений у дошкольников, проведена качественная диагностика сформированности геометрических представлений, апробированы методики формирования геометрических представлений, а также была проведена контрольная диагностика эффективности применяемых методов. Использованы статистические методы (критерий Стьюдента) и др. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений у дошкольников. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе. Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически. По мнению Ерофеева Т.И. причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения. Концепция дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции определения детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным. При формировании у детей геометрических представлений педагоги широко используют дидактические игры, в которых у детей закрепляются новые знания о свойствах геометрических фигур, их расположении на плоскости, в пространстве, посредством игр дети знакомятся со многими геометрическими понятиями (точка, линия, отрезок, угол и т.д.). В процессе игры дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний. На сегодняшний день не все педагоги владеют методикой проведения дидактическими играми, подчас игры превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре, в результате этого ограничивается самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним. Считаем, что в дошкольном учреждении игра должна быть обязательным элементом обучения, в частности при формировании геометрических представлений, поэтому тему исследования считаем актуальной. Для изучения выбранной нами темы, мы использовали психолого-педагогическую литературу (А. В. Белошистая, А. К. Бондаренко, Н. Е. Веракса, В. В. Данилова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, Е. Д. Карпова, Е. В. Колесникова, Г. А. Корнеева, З. А. Михайлова, Б. П. Никитин, В. П. Новикова, Г. В. Пидалина, М. В. Сергеева, А. А. Смоленцева, Ю. А. Соколова и др.). Кроме того, для написания работы мы обратились к статьям из журналов, в частности «Современный детский сад», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» и др., авторы, которых (А. В. Белошистая, Т. Ерофеева, Л. Шатанкова, Л. П. Бусырева, В. И. Крылова, З. А. Михайлова, Т. А. Пирожков, Н. Г. Семенова, Т. Сенчищева и др.) рассматривали вопросы использования дидактических игр с дошкольниками. Не смотря на многообразие научных подходов по использованию дидактических игр в качестве обучения, считаем, что вопрос об использовании дидактических игр для формирования геометрических представлений у дошкольников остается на сегодняшний день малоизученным. Объект исследования: дидактическая игра, как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Цель исследования: изучить особенности использования дидактической игры в формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Провести диагностическое исследование сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать дидактические игры для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Изучить эффективность использования дидактических игр для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 5. Сделать выводы относительно возможности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. 6. Разработать рекомендации по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Гипотеза исследования: формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться динамично, если осуществлять подбор и систематически использовать на занятиях и в самостоятельной деятельности детей дидактические игры с учетом возрастных особенностей, тематики, этапа занятия. Методы исследования: - теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы; программно - методической документации; педагогического опыта; - педагогический эксперимент; - статистические методы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование углубляет научное понимание проблемы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, используемых на занятиях по ФЭМП, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Практическая значимость исследования заключается, в том, что нами впервые на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Олы» был проведен практический эксперимент, в результате которого у детей старшего дошкольного возраста определили уровень сформированности геометрических представлений и с учетом результатов диагностики разработали и апробировали дидактические игры, которые проводились на занятиях по ФЭМП и в самостоятельной деятельности детей. Эффективность использования дидактических игр изучили с помощью организованного нами контрольного исследования, на основании которого сделали выводы о динамике сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. На основании результатов практического исследования были разработаны упражнения, способствующие формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которые могут использовать педагоги в своей работе. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 49 «Лесная сказка» г. Йошкар-Олы». Участники эксперимента: дети старшего дошкольного возраста (20 человек) экспериментальной группы «Осинка» и контрольной группы (20 человек) «Березка» – всего 40 детей. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования (теоретической и практической), заключением, списком используемых источников, глоссарием, приложениями. Общий объем работы – 107 страниц печатного текста, список литературы составил - 47 источников. Работа проиллюстрирована - 5 рисунками и - 7 таблицами.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………8 1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..8 1.2. Геометрические представления и их формирование у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….15 1.3. Дидактическая игра в формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………….27 Выводы по первой главе………………………………………………………41 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….43 2.1. Диагностика сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..43 2.2. Дидактическая игра в формировании геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста………………………………………....53 2.3. Определение динамики сформированности геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста……………………..58 Выводы по второй главе………………………………………………………74 Заключение……………………………………………………………………...76 Список использованных источников и литературы………………………80 Глоссарий………………………………………………………………………..85 Приложения
Список литературы

1. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. -№ 8 – С. 65-69. 2. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2006. 3. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с. 4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС,2003. -400с. 5. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3-5. 6. Белошистая, А. В. Диагностика математического развития дошкольников / А. В. Белошистая // Современный детский сад. - 2008. - № 6. - С. 45-54. 7. Белошистая, А. В. Игровая ситуация на занятиях по математике / А.Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 6-10. 8. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ / А. В. Белошистая. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 319 с. 9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд./ А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160с. 10. Бондаренко, А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 330 с. 11. Бусырева, Л. П. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников / Л. П. Бусырева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 30-32. 12. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 340 с. 13. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников / Е.Н.Водопьянов // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С.14-18. 14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – 144 с. 15. Гатанов, Ю. Развиваю логику и сообразительность / Ю. Гатанов. – М.: Пресс, 2000. – 340 с. 16. Давай поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей /Н. Н. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1991. – 80с. 17. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с. 18. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических заведений/ Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1998- 160с. 19. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998. – 280 с. 20. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Л. М.Агеева. – М.: Просвещение, 1991. – 390 с. 21. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. 22. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: учебно-методическое пособие / Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с. 23. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеев. - Новосибирск: НГПУ, 1998. -165 с. 24. Ерофеева, Т. И. Дошкольник изучает математику / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с. 25. Ерофеева, Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т.Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2. - С. 17-20. 26. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада / Т.И.Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 270 с. 27. Карпова, Е. Д. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е. Д. Карпова. – Ярославль.: Академия развития, 1977. – 240с. 28. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. В. Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с. 29. Колесникова, Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10» / Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр,2009. – 85 с. 30. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. 31. Корнеева, Г. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова. - М.: Прогресс, 2000. – 340 с. 32. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов н/Дону, 2002. – 256 с. 33. Крылова, В. И. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста / В. И. Крылова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 15-18. 34. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 464 с. 35. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» / В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 121-125. 36. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. - М.: Дрофа, 1999. - 261 с. 37. Михайлова, 3. А. Компетентность педагогов в логико-математическом развитии ребенка / З.А.Михайлова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 4-8. 38. Михайлова, 3. А. Логико-математические игры для дошкольников / З.А.Михайлова // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-23. 39. Михайлова, 3. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова //Дошкольная педагогика. - 2011. - № 8. - С. 10-23. 40. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – 2- е изд./ З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1990. – 93 с. 41. Никитин, Б.П. Ступени творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. - М.: Юнити, 2002. - 142 с. 42. Новикова, В.П. Математика в детском саду. 2-е изд. / В.П.Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 103 с. 43. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – М.: Академический Проект, 2001. – 192 с. 44. Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 15-17. 45. Пидалина, Г. В. Дидактические и развивающие игры по математике / Г. В. Пидалина. – Йошкар –Ола.: Марийский Институт образования, 2000. – 28 с. 46. Пирожкова, Т. А. Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений дошкольников / Т. А. Пирожкова // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 30-32. 47. Сай, М. К. Занятие по математике с использованием дидактических игр в детском саду / М. К. Сай, Е. И. Удальцова. – Минск.: Нарасвета, 1979. – 95 с. 48. Семенова, Н. Г. Развивающие занятия с использованием игры «Математический планшет» / Н.Г.Семенова // Дошкольная педагогика. – 2012. - №6. – С.14-20. 49. Сенчищева, Т. Математика в детском саду / Т.Сенчищева // Дошкольная педагогика. – 2012. - №6. – С.59-62. 50. Сергеева, М. В. Разноцветная геометрия для детей от 4 лет / М. В. Сергеева. – М.: Белый город, 2003. – 31 с. 51. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: «ВЛАДОС», 2006. – 366 с. 52. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – 2- е изд. / А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1993. – 95 с. 53. Соколова, Ю. А. Арифметика: пособие для игрового дошкольного обучения / Ю. А. Соколова, Е. Мельникова. – М.: Эксмо, 2004. – 223 с. 54. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. - М.: Педагогика, 2003. - 283 с. 55. Столяр, А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр. - М.: Принт, 2001. -123 с. 56. Субботина, Л. Ю. Игры, развивающие мышление / Л. Ю. Субботина. – Ярославль, 2001. – 150 с. 57. Тихомирова, Л.Ф.Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - М.: Просвещение, 1994. - 214 с. 58. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск.: Народная асвета. – 128с. 59. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений / Т. А. Фалькович. – М.: «Вако», 2005. – 290 с. 60. Чиркова, Т. И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников / Т. И. Чиркова //Психологическая служба в детском саду. - 1998. - №3. - С. 125-145. 61. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие / О. А. Шаграева. – М.: «ВЛАДОС», 2001. – 368 с. 62. Шатанкова, Л. Учимся, играя / Л. Шатанкова //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1.-С.40-44. 63. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с. 64. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей / Е. А. Узбекова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
Отрывок из работы

Старший дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. Дошкольник пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с 5 лет у ребенка начинает формироваться детское мировоззрение. Однако ряд психологов (А. В. Белошистая, Н. Е. Веракса, Л. Ф. Тихомирова и др.) отмечают, что в дошкольном возрасте восприятие окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным [5, 13, 58]. Ж. Пиаже, детально исследовавший познавательное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности [Цит.: Л.П.Бусырева, 12, с.30]. Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. В этом возрасте происходят изменения в коре головного мозга. Возрастает ее роль в регуляции поведения старших дошкольников. Развивается умение следовать образцу, выполнять задания и указания взрослых, а также придерживаться существующих правил поведения, взаимоотношений. По данным исследования, А. И. Бондаренко, у детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов - восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, детям легче при необходимости ограничить свои желания, быть сдержаннее. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры, труда, занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка [11, с.195].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Педагогика, 20 страниц
200 руб.
Контрольная работа, История, 13 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Финансы, 39 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 77 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg