Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дидактические игры, как средство речевого развития младших дошкольников

hasanova_v 500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа была написана для студента МарГУ. Успешно им защищена на "4", к этой работе прилагается доклад и презентация. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь, «речь- это канал развития интеллекта»[6, С.22]. Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное психологическое развитие детей. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [40, С.121]. Для решения задач успешного овладения речью существует множество методов, но наиболее действенный для детей младшего дошкольного возраста является игровой метод. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения и речи. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие. В данной работе предстоит выяснить возможности дидактических игр для развития речи младших дошкольников. На наш взгляд именно дидактическая игра способствует активизации речи младших дошкольников, обогащению словаря, развитию звуковой культуры, формированию лексико-грамматических категорий, а также развитию связной речи. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, поэтому дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Учитывая большой потенциал дидактических игр для развития речи младших дошкольников, тему исследования считаем актуальной. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как Н.В. Ковоторцева, А.Н. Корнев, О.О. Косякова, С.В. Плотникова, Н.А. Стародубова, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др. Изучению особенностей речи младших дошкольников посвящены исследования следующих авторов: Т.В. Волосовец, Б.С. Волкова, А.С. Герасимовой, В.В. Гербовой, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Н.В. Нищевой, З.Н. Новоселовой, Л.Н. Павловой, О.Б. Сапожниковой, Н.А. Стародубовой и др. Проблеме речевого развития младших дошкольников посредством дидактических игр посвящены исследования таких авторов, как: Г.Е. Акимовой, О.А. Бизиковой, Е.Н. Германовичине, С.Б. Горбушиной, А.Н. Давидчук, И.В. Журавлевой, Е.И. Ивановой, В.П. Невской, Д.Б. Юматовой и др. Несмотря на достаточную теоретическую базу, считаем данную проблему исследования не до конца изученной современными авторами. Цель исследования: изучить эффективность использования дидактических игр в речевом развитии младших дошкольников. Объект исследования: речевое развитие младших дошкольников. Предмет исследования: процесс использования дидактических игр в речевом развитии младших дошкольников. Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что дидактические игры являются эффективным средством речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2. Подобрать и апробировать комплекс диагностических методик по выявлению уровня речевого развития младших дошкольников; 3. Разработать и апробировать программу педагогического эксперимента по использованию дидактических игр в речевом развитии младших дошкольников, выявить ее эффективность. Методы исследования: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2) практические: беседа, педагогический эксперимент, методики диагностики: «Тесты на развитие речи» (Е.М. Косинова). 3) статистические: методы математической обработки данных (критерий t-Стьюдента). Новизна работы: впервые произведен анализ опыта работы ДОО по использованию дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО. Теоретическая значимость: исследование развивает теорию и практику речевого развития младших дошкольников в аспекте использования в этом процессе дидактических игр, соответствующих возрасту детей. Практическая значимость исследования заключается в систематизации материалов диагностики речевого развития младших дошкольников, разработке и внедрении программы педагогического эксперимента по использованию дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, подготовке методических материалов для родителей по проблеме исследования и т.д. База исследования: Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» №68 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл». Дошкольники младших групп: №10 «Звездочка» (20 человек) - ЭГ (экспериментальная группа), №11 «Солнышко» (20 человек) – КГ (контрольная группа), всего 40 человек. Сроки эксперимента: сентябрь 2015 г. – январь 2016г. Этапы эксперимента: 1 этап – констатирующий (сентябрь 2015); 2 этап – формирующий (октябрь 2015г. - январь 2016г.); 3 этап – контрольный (январь 2016 г.). Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, списка использованных источников (54 наименования), приложений. Общий объем работы – 106 страниц. Работа проиллюстрирована 5 таблицами и 6 рисунками.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические основы использования дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста……………………………...7 1.1.Сущность дидактических игр, методика использования в работе с младшими дошкольниками………………………………………………………7 1.2. Речевое развитие младших дошкольников. ФГОС ДО о речевом развитии детей дошкольного возраста. …………………………………………………..16 1.3. Анализ опыта работы ДОО по использованию дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста…………………..27 Выводы по первой главе………………………………………………………...37 2. Экспериментальная работа по использованию дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста…………………...38 2.1. Исходный уровень речевого развития младших дошкольников……………………………………………………………………38 2.2.Использование дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………...51 2.3. Динамика речевого развития младших дошкольников………………......61 Выводы по второй главе………………………………………………………...79 Заключение……………………………………………………………………....81 Список использованных источников и литературы ………………………….84 Приложения……………………………………………………………………...89
Список литературы

1. Акимова, Г. Е. Расту, играю, развиваюсь! : занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г. Е. Акимова. – Екатеринбург.: У-Фактория , 2005 . - 363 с. 2. Арушанова, А. Игры учат говорить: сценарий активизирующего общения/А. Арушанова, Е. Рычагова, Р. Иванкова // Дошк. Образование : газета издательского дома «Первое сентября» -2011. - № 1. –С.36-38. 3. Бабинова Н. В.Сенсорномоторный центр в логопедическом кабинете / Н. В. Бабинова, Е. Г. Черникова// Логопед. - 2012. - № 2. - С. 52-57. 4. Багринцева Н. В.Организация работы логопедического пункта при ДОУ : документация. Планирование / Н. В. Багринцева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 8. - С. 46-48. 5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136 с. 6. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд, - СПб.:Питер-Пресс, 2008. – 272 с. 7. Герасимова, А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника : Формирование произношения всех звуков рус.яз. / А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. - М.:ОЛМА-Пресс, 2002. - 687 с. 8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – 2-е изд. / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. 9. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: программа и метод, рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 54 с. 10. Германовичене, Е. Н. Игры для детей 3-4 лет / Е. Н. Германовичене // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 66-67. 11. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников / С.Б. Горбушина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 7. - С. 42-46. 12. Горбушина, С. Б.Дидактическая игра - средство развития у малышей восприятия цвета / С. Б. Горбушина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 67-68. 13. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: 3 -5 лет: методическое пособие / Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 165 с. 14. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста: (наша игротека) / О. М. Бурейшина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 61-67. 15. Дидактические игры с использованием пуговиц для детей 4 - 6 лет с речевыми нарушениями / Н. Г. Друковская // Логопед. - 2015. - № 4. - С. 50-58. 16. Жукова, Н.С. Академия дошкольного развития / Н.С.Жукова. - М. : ЭКСМО, 2003. - 247 с. 17. Журавлева, И. В.Дидактические игры по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста / И. В. Журавлева // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 65-68. 18. Иванова, Е. И. Дидактические игры с детьми дошкольного возраста / Е. И. Иванова // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 68-69. 19. Капитанова, Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре / Н. Капитанова, С. Сулагаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 72-76. 20. Ковоторцева, Н. В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Ковоторцева. - Ярославль : Гринго; Лайнер, 1995. - 235 с. 21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006.- 349 с. 22. Косинова Е.М. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание / Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2009. – 64 с. 23. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие // О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 254 с. 24. Лазаренко О.И. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О.И. Лазаренко, Е.Б. Спорышева. – М.: Айрис-Пресс, 2011. – 96 с. 25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда. – 2-е изд. / С.А. Миронова. – М.: Сфера, 2007. – 192 с. 26. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б.Епифанцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2006. – 576с. 27. Невская, В.П. Речевые игры и упражнения / В.П. Невская. – М.: Сфера, 2013. – 64 с. 28. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук / И. Громова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 76-80. 29. Нищева Н. В.Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. В. Нищева// Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 29-30. 30. Нищева, Н.В.Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. 2-е изд. / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с. 31. Новоселова З.Н. Эффективные формы работы с детьми с нарушениями речи / З.Н. Новоселова // Логопед. – 2013. - №10. – С.32-37. 32. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Центр "Дошк. детство" им. А. В. Запорожца. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 167 с. 33. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка: учебное пособие / С. В. Плотникова. - М.: Флинта.: Наука, 2011. - 222 с. 34. Познаем, общаемся, играем: методическое пособие/ Министерство образования Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования"; под научной ред. Т. И. Софроновой. - Йошкар-Ола, 2007. - 189 с. 35. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований: В.Секачев, 2002. - 286 с. 36. Программа развития и обучения дошкольника.Учимся говорить.4 года / А.С.Герасимова,О.С.Жукова,В.Г.Кузнецова. -СПб.:Нева;М. : ОЛМА-Пресс, 2001. - 63с. 37. Путешествие в страну тайн: Познавательные игры в семье / Сост. В. Ф. Смирнов, А. Н. Чирва. - М.: Новая школа, 1993. - 205 с. 38. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработка занятий. -2-е изд. / Р.А. Жукова. – Волгоград. :Корифей, 2008. – 112 с. 39. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» / Е.В.Рылеева. - М. ГНОМ-ПРЕСС, 1999. - 48с. 40. Сапожникова О.Б. Инновации в логопедии / О.В. Сапожникова // Логопед. – 2014. - №8. – С.120-122. 41. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с. 42. Соколова, Ю. А. Развитие речи / Юлия Соколова; ил. Т. Ляхович. - М. : ЭКСМО, 2004. - 224 с. 43. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н. А. Стародубова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2007. - 255 с. 44. Усанова О.Н. Специальная психология: учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – СПб.: Питер, 2006. – 395 с. 45. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2004. - 158 с. 46. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - №3.- С.43-47. 47. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Владос, 2004. - 287 с. 48. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 1997. - 31 с. 49. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем / В.В.Цвынтарный. - СПб. : Лань, 2001. - 60с. 50. Шевцова, Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. – М.: Творческий Центр Сфера, 2006. - 93 с. 51. Шереметьева, Е.В. Деятельность логопедического пункта ДОУ: организационный аспект / Е.В.Шереметьева, И.Н.Королева // Логопед. – 2010. - №5. – С.45-49. 52. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999.-300с. 53. Юматова, Д. Б. Использование сенсорных музыкально-дидактических игр в познавательно-речевом развитии дошкольников / Д. Б. Юматова //Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. - С. 18-22. 54. Яценко Е.П. Мониторинг речевого развития / Е.П. Яценко, Н.П. Пьянова, Е.В. Красноруцкая // Логопед. – 2013. - №9. – С.32-40.
Отрывок из работы

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит качественное изменение психики детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества [52, С.34]. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность, которая оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, поэтому она является одним из эффективных средств развития речи. Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением. Как считает А.Н. Давидчук, включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс развития речи интересным и занимательным, создает у дошкольников бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении речевого материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная речевая задача, поддерживают и усиливают интерес детей к занятиям по развитию речи [13, С.76]. Как показало исследование В.П. Невской, использование дидактических игр в качестве средств развития речи у дошкольников определяется рядом причин: 1) опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения дошкольников в логопедическую работу; 2) наличие возрастных особенностей дошкольников, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления и влияние дидактических игр на развитие у дошкольников этих психических процессов; 3) с помощью дидактических игр осуществляется повторение и закрепление речевого материала [27, С.15].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Экономическая теория, 7 страниц
370 руб.
Курсовая работа, Налоги, 38 страниц
300 руб.
Отчёт по практике, Бухгалтерский учет и аудит, 81 страница
555 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg