Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экспериментальное исследование по преодолению проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста

arina_pal 310 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2018
Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.
Введение

Актуальность проблемы. В последнее время воспитатели всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Совсем иная ситуация складывается с гиперактивными детьми. Согласно данным многих исследователей, большинство детей, которых называют «трудными» или детьми «группы риска», принадлежит именно к категории гиперактивных. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда - нибудь, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость. Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте, когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений. В отечественной психологии почти нет работ, специально посвященных изучению гиперактивных детей. Хотя много работ, в которых есть описание дети с таким типом поведения и исследованы отдельные их характеристики, достаточно много (Г.В. Бурменская, О.А. Кабанова, Г.Р. Ломакина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.М. Гаспарова, В.П. Кащенко, И.П. Брязгунов, Н.Н. Заваденко и др.). Несмотря на достаточное большое количество проведенных исследований по проблеме гиперактивности детей, воспитатели ДОУ часто испытывают сложности, при организации работы с гиперактивными детьми. Педагоги-практики в непосредственной работе с детьми не всегда могут ответить на вопрос: «А каким образом необходимо выстраивать работу с тем или иным ребёнком, поведение которого осложнено?» Данная проблема и послужила основанием для выбора нами темы исследования. Объект исследования: проявление гиперактивности у детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются: коррекционные способы понижения гиперактивности в процессе взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что система специально подобранных упражнений и игр, снижает уровень гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме. Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, а комплекс игровых упражнений будут эффективным средством коррекции синдрома дефицита внимания, если составить и апробировать систему игровых упражнений. Целью работы является выявление особенностей взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить подходы к определению понятия гиперактивность; 2. Уточнить сущность и основные особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста; 3. Раскрыть причины, вызывающие гиперактивность; 4. Выявить особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми; 5. Экспериментально проверить влияние выявленных особенностей взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми. В основу нашей работы положены теоретические концепции ведущих отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др., о закономерностях развития детской психики, понимание старшего дошкольного возраста как особого периода в становлении личности. А также нами были изучены труды Л.Н. Абрамова, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Т.А.Репина, А.Г.Рузская, Р.М.Чумичева и др., о педагогической поддержке в процессе развития ребёнка, и работы З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова по изучению особенностей развития детей с осложнённым поведением. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных и анализ педагогической документации. Элементы научной новизны и теоретической значимости заключаются в обобщении и систематизации работ по теме исследования, описание основных терминов и теорий отечественных и зарубежных авторов. Практическая значимость: разработанные рекомендации могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1293, ДО №2 г. Москвы.
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический обзор исследований гиперактивности детей дошкольного возраста………………………………………………………….7 1.1. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: понятие, сущность, основные характеристики…………………………….7 1.2. Причины гиперактивности у детей дошкольного возраста…..........................................................................................15 1.3. Трудности педагогического взаимодействия с гиперактивными детьми……………………………………………………………..19 Глава 2. Экспериментальное исследование по преодолению проявлений гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста…………….……26 2.1. Организация и методики исследования, этапы исследования…..26 2.2 Анализ результатов исследования…………………………………28 2.3. Описание программы взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, проявляющими гиперактивность…………32 2.4. Анализ результатов после развивающих игр и упражнений………………………………….………………………………….43 2.5. Сравнительный анализ полученных результатов…………………45 Заключение……………………………………………………………….50 Список используемой литературы………………………………………52 Приложения……………………………………………………………….56
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд.: перераб. и доп. – М., 2000. 3. Барановская Т.А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности студентов: Автореф. канд. дисс. - М., 1990. 4. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989. - 99 с. 5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М., 2008. 6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. - М.: ПЕР СЭ, 2002. 7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил. 8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М.: «Неосфера», 1999. 9. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:' МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с, приложения. 10. Добсон А. Непослушный ребенок. – М.: «Пенаты», «Т-Око», 1992. 11. Еремеева В.Д.. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии. – 1990. №1 12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1980. 13. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 14. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.:Школа-Пресс, 2001. 15. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. - М., 1997 16. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - М., 1995. 17. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. - М., 1997 18. Кучма В.Р., Брязгунов И.П.. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - М., 1994. 19. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком,1998. 20. Красов В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста: Автореф. канд. дис. канд.мед.наук. - М., 1989. 21. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. - М.: РАРОГЬ, 1997. 22. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. 23. Логинова Г.Р., Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседрй. – М.: Центрполиграф, 2009. 24. Ломакина Г.Р., Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой.- М.: Центрполиграф, 2009. 25. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое – М., 2000. 26. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988. 27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2000. 28. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005 29. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 1987. 30. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретический обзор исследований гиперактивности детей дошкольного возраста 1.1. Синдром дефицита внимания/гиперактивности: понятие, сущность, основные характеристики В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети. Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный и «Гипер» - от греческого «Hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» [36]. И.П. Брязгунов дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [5]. Данное расстройство обнаруживается у детей уже в возрасте до 7 лет и характеризуется изменениями в течение жизни, от дошкольного возраста до зрелости. В 1987 г. при пересмотре «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям» американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). По мнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности. Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей с риском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученные исследователями в разных странах. [6]. Потому, говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Наиболее полное определение гиперактивности дает Г.Б. Монина в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет». [28] Существуют и другие термины, ко¬торые также определяют повышенную, неконтролируемую двига¬тельную активность человека. Она обычно включает такие проявле¬ния, как склонность быстро отвлекаться, находиться в постоянном, беспокойном состоянии, а также неспособность к длительной концен¬трации внимания. Синдром дефицита внимания впервые был описан в 1902 году Г.Ф Стиллом. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение, введенное в 1930 году, американскими психологами Каном и Коэном. В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции [15].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Международные отношения, 38 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 31 страница
190 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg