Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание и самовоспитание: их взаимодействие в развитии школьника

arina_pal 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2018
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил». История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей.
Введение

Актуальность курсовой работы. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества — воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью. Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества [1, c. 29]. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни [2, c. 32]. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения [3, c. 90]. Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание. Благодаря воспитанию и самовоспитанию человек становиться цивилизованным, а также вырабатывает у себя такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом. В целом, можно сказать, что протекание процессов воспитания и самовоспитания является одной из самых важных проблем и требует своего решения. Объект исследования —интеграция процессов воспитания и самовоспитания. Предмет исследования– роль воспитания и самовоспитания в процессе формирования личности школьника. Цель курсовой работы — выявить закономерности взаимодействия воспитания и самовоспитания в процессе формирования личности. Задачи курсовой работы: 1. Разобрать сущность и содержание понятий воспитание и самовоспитание. 2. Изучить психолого-педагогические особенности школьников, их учет в процессе воспитания и самовоспитания. 3. Изучить методы и приёмы воспитания и самовоспитания, используемые в современной школе. Гипотеза: если воспитание и самовоспитание взаимодействуют, то формирование личности происходит успешно. Методы исследования: 1. Сбор и систематизация литературных источников. 2. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 3. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе мы раскрыли сущность процессов воспитания и самовоспитания.Во второй части мы рассматривали методы и приемы воспитания и самовоспитания в современной школе. Работа завершается заключением и списком литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ…………………………………………………….…..6 1.1 Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь....6 2.1 Воспитание и самовоспитание в современной школе…………...……..22 2.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, их учет в процессе воспитания и самовоспитания.................………………25 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ………………..…22 2.1 Методы воспитания и самовоспитания 2.2 Приёмы воспитания и самовоспитания………………………...………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...……34
Список литературы

1. Березовин, Н. А. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений: В 2-х ч. — Ч. 2: Педагогика / Н. А. Березовин, Н. А. Цирельчук, М. И. Чеховских — Минск: МГВРК, 2002. — 336 с. 2. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб: Питер, 2006. — 304 с. 3. Жук, О. Л. Педагогика: Учеб. -метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О. Л. Жук. — Минск: БГУ, 2003. — 383 с. 4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14. 12. 2006 №?125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. -2007. — 2. — С. 9?40. 5. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. 6. Основы педагогики: Учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. ред. А. И. Жука. — Минск: Аверсэв, 2003. — 349 с. 7. Островский, Э. В. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышев; Под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2007. -384 с. 8. Педагогика: Учебное пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2006. -432 с. 9. Подласый, И. П. Педагогика: Учебник / И. П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2006. — 540 с. 10. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольской, В. А. Сластенина. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 585 с. 11. Столяренко, А. М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 479 с. 12. Харламов, И. Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — 3-е изд. — Минск: Высш. школа, 2005. -272 с. Дополнительная: 13. Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. 14. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / С. Л. Вигман. — М.: Т К Ведби, Изд-во Проспект, 2006. — 208 с. 15. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей/ под ред. профессора К. В. Гавриловец. — Минск: ИВЦ Минфина, 2005. — 226 с. 16. Вульфов, Б. З. Основы педагогики / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. — М. Изд-во УРАО, 2000. — 614с. 17.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие /Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с. 18. Ерофеева, М. А. Общие основы педагогики. Конспект лекций / М. А. Ерофеева. — М.: Высшее образование, 2006. — 188 с. 18. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 472 с. 19. Народная педагогика / авт. Л. Н. Воронецкая, Ю. В. Мелешко. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 176 с. 20. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2006. — 200 с. 21. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: «Соврем. слово», 2005. — 720 с. (4с. -51) 22. Рангелова, Э. Превентивная педагогика / Э. Рангелова, А. П. Сманцер. — Минск: БГУ, 2008. — 263 с. 23. Зюзько М.В. 5 шагов к себе: о самовоспитании: книга для учащихся / М. В. Зюзько. - Москва: Просвещение, 1992. - 175 с. 24. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: книга для старшеклассников / В. Д. Иванов. - Москва: Просвещение, 1991. - 126 с. 25. Коджаспирова Г.М.Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд.; стер. - Москва: Академия, 2005. - 176 с. 26. Кочетов А.И.Организация самовоспитания школьников: книга для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Народная асвета, 1990. - 173 с. 27. Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников / Л. Н. Куликова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1989. - 152 с. 28. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. И. Маленкова; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с. 29. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. 30. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Москва: Владос, 2001. - 256 с. - (Учебное пособие для вузов).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ 1.1 Сущность процессов воспитания и самовоспитания, их взаимосвязь Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании, целью которого является формирование всесторонне и гармонично развитой личности. К числу основных педагогических понятий относятся «процесс воспитания, самовоспитания», «педагогический процесс». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это учебно-воспитательный процесс, в котором социальный опыт, знания преподавателей преобразуются в качества ученика. Обеспечение единства воспитания и самовоспитания составляет сущность педагогического процесса[6,с.122]. Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. -В общем философском смысле как приспособление человека к условиям жизни; -В социальном смысле-как передачу опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим; -В широком педагогическом смысле как процесс и результат всех влияний на человека; - В узком педагогическом смысле - как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях; - В практическом смысле - как процесс и результат воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач. В целом, воспитание является целенаправленным и организованным процессом формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: "чем человек как человек может и должен быть" [1,с.85].То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни[3, с.85]. Но воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание - сознательную деятельность, направленную на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. "Никто не становится хорошим человеком случайно" [8, с.54]. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного самосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к самосознанию, самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения[3, с.95]. А это значит, что между воспитанием и самовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь, являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к самовоспитанию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg