Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

arina_pal 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2018
На сегодняшний день нравственное проходит более качественно только как целостный процесс педагогической организации жизни ребенка, который учитывает не только возрастные особенности личности, но и индивидуальные. Результатом правильно организованного нравственного воспитания является формирование у детей осознанности, ответственности за свои поступки и выборы, эмпатии, общественно полезной деятельности, нравственных и ценностных ориентиров поведения в обществе. Достижению этих целей способствует использование дидактической сказки в качестве педагогического средства формирования у детей нравственного поведения. Анализ литературных источников по проблеме исследования в первой главе показал, что изучение нравственного воспитания подрастающего поколения является важной областью теоретического и практического исследования.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе дошкольное образование является обязательной первичной составляющей системы общего образования в нашей стране. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения и для создания равных условий для дальнейшего обучения в школе. [50] Цель сопровождения детей дошкольного возраста - формирование личности, которая будет способна в дальнейшем получать глубокие знания, профессиональные навыки, свободно ориентироваться, само реализовываться, само развиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях меняющегося мира. Первоочередной задачей педагога является формирование поликультурной, интеллектуальной, физически здоровой личности, обладающей развитыми чувствами, познавательными потребностями и качествами, а именно, формирование трех приоритетных личностных качеств компетентность, коммуникабельность, психологическую устойчивость. На сегодняшний день вопрос нравственного воспитания является одной из сложных и противоречивых задач, от решения которой зависит не только психосоциальное, но и духовное здоровье общества. [23] Важный смысл приобретают вопросы формирования у дошкольников нравственного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным. Процесс нравственного воспитания в детском саду может рассматриваться самостоятельно, с сохранением качественных отличий. Нравственное воспитание в детском саду характеризуется двусторонностью: ребенок одновременно является объектом и субъектом педагогических воздействий. Нравственное воспитание не может ограничиваться односторонним воздействием, оно предполагает постоянное внимание к внутреннему миру ребенка, к тому, как ребенок принимает внешние воздействия, насколько они становятся его внутренней сущностью, потребностью. Нравственное воспитание отечественными педагогами (В.И. Логинова, С.А. Козлова) рассматривается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества. [23, 30] Педагогический терминологический словарь определяет нравственное воспитание как процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у подрастающего поколения нравственного сознания, нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств[24]. Процесс нравственного воспитания в детском саду может рассматриваться самостоятельно, с сохранением качественных отличий. Нравственное воспитание в детском саду характеризуется двусторонностью: ребенок одновременно является объектом и субъектом педагогических воздействий. Нравственное воспитание не может ограничиваться односторонним воздействием, оно предполагает постоянное внимание к внутреннему миру ребенка, к тому, как ребенок принимает внешние воздействия, насколько они становятся его внутренней сущностью, потребностью. Нравственное воспитание отечественными педагогами (В.И. Логинова, С.А. Козлова) рассматривается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества. [23, 30] Анализ историко-педагогической литературы показывает, что на всем протяжении развития педагогической мысли дошкольному возрасту отводилась особая роль в усвоении культуры поведения. Это положение ярко выражено в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, М. Монтессори, в трудах русских педагогов И.И. Бецкого, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради, Е.И. Тихеевой и др. [49] Однако, исследований, в которых бы раскрывали методические и практические аспекты использования нравственного воспитания как средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на данный момент в научной литературе не представлено. Поэтому вопрос о взаимосвязи нравственности и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей. Целью исследования является разработка, апробирование и анализ эффективность системы работы по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством нравственного воспитания. Объектом исследования: формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: нравственное воспитание как средство формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования культуры поведения будет эффективным если в образовательный процесс включены следующие педагогические условия: - применение педагогической стратегии формирования нравственных качеств личности, основанной на включении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка посредством активных методов (игровые методы с проблемноигровыми заданиями) и форм организации взаимодействия; - оценивание уровня сформированности нравственной воспитанности личности ребенка в соответствии с наличием представлений о нравственных отношениях, нравственных нормах и правилах нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной диагностики. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования определены задачи: 1. Выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психологопедагогического процесса; 2. Раскрыть методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста; 3. Организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на установление имеющегося уровня сформированности нравственного поведения у дошкольников 5-6 лет (констатирующий эксперимент); 4. Разработать систему занятий по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ (формирующий эксперимент); 5. Проверить эффективность разработанных занятий (контрольный эксперимент). Методы исследования: теоретический анализ, методы количественного и качественного анализа данных, педагогический эксперимент. Эмпирическая база исследования: эксперимент проводился с апреля по май 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида» город Ногинск. В исследовании принимало участие 26 детей в возрасте 5-6 лет. Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе предложены меры по формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ, которые могут использоваться в воспитательном процессе учреждения воспитателем.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 7 1.1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников 7 1.2 Задачи и средства нравственного воспитания дошкольников 10 1.3 Культура поведения как нравственная ценность 14 1.4 Методика воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста 20 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 28 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ 31 2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 31 2.2 Реализация программы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения в старшей группе ДОУ 42 2.3.Эффективность реализованных мероприятий 48 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
Список литературы

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М., 2004. 2. Абрамова, Ю. Г. Психология среды: истоки и направления развития [Текст] / Ю. Г. Абрамова // Вопросы психологии. - 2009. - №2. - С. 130-137. 3. Азбука нравственности [Текст] / Сост. Е.Г. Кононенко. - М.: Б.И., 2007.-54 с. 4. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания [Текст]. Сб. ст. / Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 2008. - С. 57. 5. Алябьева Е.А. Нравственноэтические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003. 312с. 6. Аплетаев, М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения [Текст] / М. Н. Аплетаев. - Омск: ОГПИ, 2009. - С. 37. 7. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.34. 8. Бархатова Л.С. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание, №11. – 1989.с.12-13 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. Воронеж, 1997. 349 с. 10. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова / под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1989. – 96 с. 11. Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с. 12. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.33-35. 13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под. ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.340с. 14. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М.,1982. - т.4. - 386с. 15. Выготский Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Т.А. Урунтаева. М.: Академия, 2000. С. 1935. 16. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984. - 218с. 17. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. –СПб., 2002.С.35. 18. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.14-23. 19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001. - 576с. 20. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры - к развитию личности // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С.78-81. 21. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. - 196 с. 22. Князева, Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л.П. Князева. – Пермь, 1974. 23. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. //Дошкольное воспитание, № 9. – 2001.с.1213 24. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. 25. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 26. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете. //Дошкольное воспитание, № 10. – 2003. с.1114 27. Леднева С. Путешествуем, играем, познаём и развиваем // До-школьное воспитание. - 2005. - №4. - С.38-45. 28. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Из-бранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983. - Т.1. - С.303-323. 29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972. - 318 с. 30. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 1988. – 460с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1.1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников Методологической основой нравственного воспитания дошкольников являются положения философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (аксеологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В дошкольной педагогике решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентаций, нравственных качеств ребенка, составляющих духовную основу его личности. Дошкольная педагогика руководствуется ведущими положениями о решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в нравственном развитии ребенка, о том, что нравственные качества не являются врожденными. Естественно, что при этом имеются в виду возрастные психофизиологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, но моральные нормы и требования к их поведению ориентируются на нормы и требования к нравственной сущности личности, принятые в обществе, ибо важно с первых лет жизни ребенка формировать у него именно те черты и качества, которые определяют в дальнейшем, его ценность как человека. В отечественной педагогике речь идет, конечно, не об авторитарном давлении на ребенка, не о навязывании ему взрослыми моральных норм и правил поведения. Воспитание строится именно таким образом, чтобы ребенок постепенно усваивал нравственные нормы и правила, соответствующие задачам формирования личности человека конкретного общества. [12] Процессом воспитания предусматривается, что дошкольник, не имеющий еще жизненного опыта и нуждающийся в целенаправленном руководстве со стороны взрослых, относился к поставленным перед ним задачам осознанно, на доступном ему уровне, и положительно эмоционально, чтобы работа по формированию у него нравственных представлений и отношений неразрывно связывалась с организацией его самостоятельной нравственно-ценной практической деятельности: трудовой, игровой, учебной, художественной. У ребенка при этом формируются положительные мотивы деятельности и отношений, активность, самостоятельность. Взрослые люди: мать, отец, воспитатель детского сада оказываются в этих условиях людьми авторитетными, которых ребенок любит, уважает, примеру которых он охотно следует по собственному побуждению, а вовсе не по принуждению извне. Комплексирование содержания, средств и методов нравственного воспитания способствует становлению у ребенка, особенно старшего дошкольного возраста единства сознания, отношения, чувств, поведения. В этих условиях повышается возможность плодотворной педагогической работы по воспитанию у детей положительных форм поведения, гуманных чувств, трудолюбия, коллективизма. Современными исследователями доказана трудность социально-нравственного развития, которая объясняется тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg