Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность учителя - основ безопасности жизнедеятельности по профилактике школьного травматизма у обучающихся средних классов

hasanova_v 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.10.2016
Работа была написана в марте 2016 г., защиту прошла успешно на "5". Место защиты: Мар ГУ. Работа прошла проверку на антиплагиат, около 60% оригинальность. По данной работе есть также доклад и презентация. РАБОТА ВЫЛОЖЕНА НЕ ДО КОНЦА, ЕСЛИ БУДЕТЕ ЗАКАЗЫВАТЬ, ОТПРАВЛЮ ПОЛНОСТЬЮ
Введение

Введение Актуальность. В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. К сожалению, в последнее время участились случаи получения школьниками серьезных травм, как в образовательном учреждении, так и за его пределами. По данным Конгресса педиатров школьный травматизм составляет 17,2 % от общего числа несчастных случаев. Анализ причин трагических последствий различных опасных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной школьного травматизма является человеческий фактор, который является следствием незнания и несоблюдения учащимися норм и правил безопасного поведения, беспечности, невнимательности, недисциплинированности, недостаточной организованности учебного процесса. Профилактика школьного травматизма реализуется посредством курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в государственные общеобразовательные учреждения России Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г.№253. Воспитание культуры безопасности, посредством реализации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» возможно лишь при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку школьников к профилактике и преодолению воздействий опасных факторов жизнедеятельности, и в этом процессе преподаватель – организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности» играет ключевую роль. Преподаватель – организатор курса «Основы безопасности жизнедеятельности» непосредственно должен владеть методикой соблюдения необходимых правил безопасного поведения, а также способами оказания первой помощи при несчастных случаях, всему этому он должен научить школьников, именно поэтому деятельность учителя по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов становится актуальной для исследования. Проблеме школьного травматизма, определению значимости профилактических мероприятий для предупреждения травматизма в образовательном учреждении посвящены исследования следующих авторов: Е.А. Андрушенко, В.В. Бахтиной, А.А. Булгакова, Е.Л. Вишневской, А. Горбовец, И.А. Горлановой, В.В. Денисова, С.Н. Зигуненко, В.Т. Понамарева, В.А. Родионова, Д.П. Рудакова, Н.В. Сократова, И.К. Топорова и др. Методологии профилактики школьного травматизма посвящены исследования таких авторов, как: Н.П. Абаскаловой, Л.В. Байбородовой, М.О. Дубровской, В.М. Евлахова, А.Г. Маслова, А.А. Михайлова, А.Р. Просандеева, Ю. Репиной, Н.Ф. Тихомировой, Л.В. Чугайновой и др. Несмотря на достаточно обширную исследовательскую базу, выбранная нами тема: «Деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности по профилактике школьного травматизма у обучающихся средних классов» остается не достаточно разработанной современными авторами. И, тем не менее, вопросам организации профилактической деятельности преподавателем «Основ безопасности жизнедеятельности» по предупреждению травматизма посвящены работы следующих авторов: Л.А. Акимовой, Т. Берсеневой, Т. Беспамятных, С. Вольхина, В. С.Кузнецова, И. Куницкого, Н.И. Хромова, А.А. Чурсинаи др. Актуальность исследования профилактики школьного травматизма в общеобразовательном учреждении, позволило определить цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования. Цель исследования: изучить основные направления деятельности преподавателя - организатора по профилактике школьного травматизма в средних классах на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Объект исследования: профилактика школьного травматизма среди учащихся средних классов. Предмет исследования: изучить деятельность преподавателя по профилактике школьного травматизма в средних классах на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Гипотеза исследования: профилактика школьного травматизма среди учащихся средних классов будет эффективной при внедрении на уроках «основы безопасности жизнедеятельности» специальной программы, способствующей формированию культуры безопасного поведения. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы профилактики школьного травматизма среди учащихся средних классов в общеобразовательном учреждении; 2. Выявить педагогические условия и основные направления работы по профилактике школьного травматизма среди учащихся средних классов на уроках основы безопасности жизнедеятельности; 3. Экспериментально доказать эффективность профилактики школьного травматизма для учащихся средних классов на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл. Участники эксперимента: учащиеся 5 классов, в количестве 40 человек. Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; экспериментально-диагностические: тестирование (сформированность знаний о причинах и мерах предупреждения травматизма); тестирование (сформированность знаний об оказании первой помощи пострадавшим) анкетирование (определение значимости для учащихся профилактики школьного травматизма); методы количественной обработки результатов исследования. Новизна работы: исследование развивает теорию и практику работы преподавателя- организатора курса основы безопасности жизнедеятельности по профилактике школьного травматизма. Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на: оптимизацию образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Определены воспитательные направления работы общеобразовательных учреждений с учащимися средних классов по профилактике школьного травматизма. Установлено, что привитие учащимся знаний безопасного поведения, обучение мерам предупреждения травматизма и способам оказания необходимой помощи при несчастных случаях оказывают положительное влияние на снижение школьного травматизма. Выявлено, что разработанная и реализованная на уроках основы безопасности жизнедеятельности специальная программа способствует профилактике травматизма среди учащихся. Программа направлена на формирование у учащихся средних классов устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения. Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9 города Йошкар-Олы и могут быть рекомендованы к использованию в других общеобразовательных учреждениях. Структура работы: представлена введением, двумя главами исследования: теоретической и практической, заключением, списком используемых источников, приложениями. Работа представлена на 86 страницах печатного текста. Список используемой литературы содержит 50 источников. Работа проиллюстрирована 4 таблицами и 4 рисунками.
Содержание

Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теоретические аспекты деятельности учителя - основ безопасности жизнедеятельности по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов…………………………………………………………………...7 1.1. Место и роль профилактики школьного травматизма в образовательном процессе……………………………………………………………………………7 1.2. Формы и методы работы с учащимися средних классов по профилактике школьного травматизма………………………………………………………....14 1.3. Деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов……………………………………………………………………………22 Выводы по первой главе………………………………………………………...29 2. Экспериментальная работа по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов……………………………………………………...31 2.1. Диагностика и анализ сформированности знаний о мерах предупреждения травматизма в образовательном учреждении……………...31 2.2. Формирующий эксперимент по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов……………………………………………………...39 2.3. Эффективность экспериментальной работы по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов……………………………………..44 Выводы по второй главе………………………………………………………...53 Заключение……………………………………………………………………….54 Список использованных источников и литературы…………………………...56 Приложения……………………………………………………………………...62
Список литературы

Список использованных источников и литературы 1. Абаскалова Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск.: АРТА, 2011. - 304 с. 2. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. – Оренбург.: ОГПУ, 2010. - 248с. 3. Андрушко Е.А. Характеристика детского травматизма: меры профилактики / Е.А. Андрушко. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://www.studfiles.ru/preview/3568155/ (дата обращения: 12.06.2014). 4. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие /Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. -М.: ВЛАДОС, 2003.- 272 с. 5. Бахтина В.В. Организация педагогической практики: методические указания / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». - Йошкар-Ола, 2009. - 27 с. 6. Берсенева Т. Инновационные технологии в преподавании курса: основы безопасности жизнедеятельности / Т. Берсенева, Т.Мельникова, А. Осокин // Основы безопасности жизни. - 2004. - № 10. - С. 11-16. 7. Беспамятных Т. БЖД и подготовка школьного учителя/ Т. Беспамятных // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2004. - №5. - С. 62. 8. Булгаков А.А. Детский травматизм: причины, профилактика и принципы оказания первой помощи. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://rodkb.uzrf.ru/statsme/dettrav/ (дата обращения: 11.01.2015). 9. Вишневская Е. Л. Основы безопасности жизнедеятельности: Основы мед. знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 6-7-8-х кл. общеобразоват. шк.) / Е. Л. Вишневская. - М.: Русское слово, 1995. - 47 с. 10. Вишневская Е. Л.Основы безопасности жизнедеятельности: Основы мед. знаний и охрана здоровья: учебное пособие для учащихся 4-5-х классов общеобразовательной школы) / Е. Л. Вишневская. - М.: Русское слово, 1996. - 79 с. 11. Волков В. Главное – спасение людей. Первая помощь при ранении и поражении глаз / В. Волков // Гражданская защита. – 2003. - №6. – С.63-64. 12. Вольхин С. Формирование дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей. / С. Вольхин // АЛЬМА-МАТЕР. -2005. - №8. - С. 58-60. 13. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 112 с. 14. Горбовец А. Предупреждение детского бытового травматизма / А. Горбовец // Воспитание школьников. – 2005. - №8. – С.52-56. 15. Горланова И.А. Профилактика детского травматизма. Безопасность – залог здоровья / И.А. Горланова. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/14/statya-profilaktika-detskogo-travmatizma-bezopasnost-zalog (дата обращения: 14.02.2013). 16. Денисов В.В. Безопасность как проблема выживания человечества. / В.В. Денисов // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 24-43. 17. Дубровская М.О. Я и мое тело: 7-8 лет /М. О. Дубровская, С. Б. Яблонская. - М.: Академический проект, 2001. - 53с. 18. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие/ В. М. Евлахов. - М.: Дрофа, 2010. - 60с. 19. Зигуненко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности /С.Н. Зигуненко . - М.: ACT : Астрель, 2005 . - 399 с. 20. Как уберечь ребенка от бытовых травм // Школа и производство. – 1999. - №6. – С.93. 21. Кузнецов В. Педагогическая деятельность преподавателя организатора ОБЖ. / В. Кузнецов // Основы безопасности жизнедеятельности.- 2003.- № 8 - С. 35-38. 22. Кузнецов В.С. Профилактика травматизма при проведении внеурочных мероприятий / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2014. - №8. – С.35-45. 23. Культура безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Марийс. гос. ун-т» / В. В. Бахтина. -Йошкар-Ола, 2012. - 108 с. 24. Куницкий И. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема / И. Куницкий // ОБЖ. – февраль 2015. – С.24-26. 25. Мардерфельд В. Знай и умей: ОБЖ / В. Мардерфельд // ОБЖ Основы безопасности жизни. – 2001. - №1. – С.20-24. 26. Маслов А.Г.Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учебно-методическое пособие / А.Г.Маслов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с. 27. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 класс / А.А. Михайлов.- М.: Дрофа, 2004. - 145 с. 28. Основы безопасности жизнедеятельности / С.Н. Зигуненко . - М. : ACT : Астрель, 2005 . - 399 с. 29. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности / В. Т. Пономарев. –Донецк.: Сталкер, 1997. - 423 с. 30. Попович В. Спасение может прийти вовремя / В. Попович / ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2001. - №8. – С.59-62. 31. Просандеев А. Р. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ. / А. Р. Просандеев, А. Г. Попков // Основы безопасности жизни. -2005.- №2.- С. 34 - 38. 32. Профилактика детского травматизма в школе. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://infourok.ru/material.html?mid=40735 (дата обращения: 12.03.2014). 33. Профилактика детского травматизма в школе. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. -http://stud24.ru/sociology/profilaktika-detskogo-travmatizma-v-shkole/98648-294775-page1.html (дата обращения: 31.10.2011). 34. Профилактика травматизма у детей школьного возраста. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://gorskino.ucoz.ru/news/profilaktika_travmatizma_u_detej_shkolnogo_vozrasta/2013-10-18-209 (дата обращения: 18.10.2013). 35. Репина Ю. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Ю. Репина // ОБЖ. – январь 2007. – С.27-32. 36. Родионов В.А. Профилактика школьного травматизма / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая.– Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://gigabaza.ru/doc/63677.html/ (дата обращения: 12.04.2015). 37. Рудаков Д.П. Почему актуален предмет ОБЖ / Д.П. Рудаков // ОБЖ. – декабрь 2011. – С.7-13. 38. Рудаков Д.П. Современные взгляды на предметную область Безопасность жизнедеятельности / Д.П. Рудаков//Основы безопасности жизнедеятельности. - 2011.- № 12. - С. 7-8. 39. Сократов Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности: учебное пособие /Н. В. Сократов. – Оренбург.: Издательство ОГПУ, 2006. - 364 с. 40. Стрельцова В. Зимние травмы / В. Стрельцова // Воспитание школьников. – 2004. - №1. – С.64-67. 41. Твердохлебов Н. Предмет ОБЖ от безопасности детей – к безопасности государства / Н. Твердохлебов // ОБЖ. – январь 2015. – С.29-34. 42. Тихомирова Н.Ф.Как уберечься от травм: методика проведения уроков / Н.Ф. Тихомирова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. - №1. – С.44-51. 43. Топоров И.К.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - 3-е изд. / И.К. Топоров.- М.: Просвещение, 1998. - 158с. 44. Травма головного мозга. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://www.insult-klinika.com.ua/?yclid=1326755535752268893 (дата обращения: 11.02.2011). 45. Хромов Н. И.Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждения: методическое пособие / Н. И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008. -282 с. 46. Чайка Е. Посттравматический синдром: ОБЖ / Е. Чайка // Воспитание школьников. – 2003. - №2. – С.58. 47. Чугайнова Л. В.Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Л.В. Чугайнова. – Соликамск.: СГПИ, 2012. - 148 с. 48. Чурсин, А.А. Решение ситуационных задач на уроках ОБЖ /А.А. Чурсин //Народное образование. - 2005. - № 8. - С.260-262. 49. Ширков И. Главное – спасение людей: первая помощь при ушибах, закрытых повреждениях внутренних органов, растяжении связок и вывихах / И. Ширков // Гражданская защита. – 2003. - №3. – С.62-64. 50. Школьный травматизм. Причины. Профилактика. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - http://forsmallbaby.ru/shkolnyj-travmatizm/ (дата обращения: 06.09.2014).
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты деятельности учителя - основ безопасности жизнедеятельности по профилактике школьного травматизма у учащихся средних классов 1.1. Место и роль профилактики школьного травматизма в образовательном процессе В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В частности, в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса [5, с.11]. Поэтому необходимо обеспечить безопасность не только учебного процесса, но и других школьных мероприятий. Все участники образовательного процесса обязаны знать причины возникновения опасных ситуаций, строго соблюдать правила безопасности проведения различных мероприятий, а также вести просветительскую работу по предупреждению и профилактике травматизма. Анализ последствий различных опасных ситуаций показывает, что в большинстве случаев причиной несчастных случаев и травматизма является человеческий фактор. Слово «травма» происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под школьным травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди учащихся разного возраста. На основании исследования Е.Л. Вишневской, рассмотрим какие повреждения или травмы могут возникнуть у школьников в результате несчастных случаев[10, с.22]. Травмы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе нарушается кожный покров, а при закрытом – нет. К открытым повреждениям или травмам можно отнести: раны, порезы, ссадины, царапины, мозоли, термические ожоги [9, с.13-26]. Рана представляет собой повреждение тканей, сопровождающееся нарушением целостности кожного покрова (слизистой оболочки). К поверхностным ранам относятся порезы, ссадины, царапины. Порез - бытовое название резаной раны, при которой повреждена кожа. Чаще всего порезы наносятся острыми предметами: ножами, бритвенными лезвиями, осколками стекла, краями вскрытой консервной банки и т.д. Ссадина - это механическое поверхностное повреждение кожи об тупой предмет («стесывание» кожи). Чаще всего повреждаются пальцы, основание ладони, область локтевых и коленных суставов (например, при падении и скольжении об каменистую поверхность). Царапина - линейное неглубокое повреждение кожи. Пострадавший при этих видах травм испытывает боль, чувство жжения и саднения. При порезе отмечается зияние (расхождение поврежденных краев), небольшое кровотечение. Мозоль - одна из самых частых медицинских проблем в походе, способная серьез испортить отдых. Мозоли появляются при ношении неудобной, тесной обуви. Обычно возникают в местах, которые подвержены повышенному давлению и натиранию: на ступне, пятке, пальцах ног. Термический ожог представляет собой повреждение тканей организма, вызванное воздействием высокой температуры. Во время походов причиной ожога могут стать огонь костра, раскаленный шампур для шашлыка, горячее мясо, кипяток из походного котелка и т.д. Среди закрытых травм отметим следующие: ушибы, растяжения связок, вывихи, различные инородные тела[19, с.65-68]. Ушиб - это самый распространенный вид травм. Ушиб характеризуется закрытым повреждением мягких тканей без существенного нарушения их структуры (целостности). Возникает вследствие быстрого и кратковременного механического воздействия тупого предмета на тот или иной участок тела пострадавшего. Причины травмы могут быть различными: удар предмета по тканям тела (например, палкой) или удар участка тела о ка¬кой-либо предмет (например, грунт) при падении. В большинстве случаев ушибы лечения не требуют и заживают самостоятельно[40, с.64]. Растяжения связок возникает при превышении предела нормальной подвижности сустава. Более всего подвержены растяжению связки голеностопного сустава. Нога подворачивается, если человек спотыкается о камень или неловко наступает на неровности на дороге: камешек, ямку и т.д. Вывих - это тяжелая травма, характеризующаяся взаимным смещением суставных концов сочленяющихся между собой костей. Такая травма чаще возникает в результате механического воздействия на сустав, например, при падении или ударе, а также во время спортивных игр. Одним из опасных для жизни состояний является попадание инородных предмет в дыхательные пути. Попадание инородных тел в дыхательные пути обычно происходит во время приема пищи. Способствующими факторами могут быть смех, разговор, плач, внезапный испуг, кашель, падение и т.д. Находящиеся во рту инородные тела в момент резкого вдоха сильной инспираторной струей воздуха увлекаются внутрь. Инородные тела в зависимости от формы и величины задерживаются в различных отделах дыхательных путей, однако чаще всего застревают в самом узком месте гортани – голосовой щели. Причинами рассмотренных выше травм являются, несоблюдение учащимися мер безопасности в различных жизненных ситуациях. Чаще всего школьники подвержены бытовому травматизму. Исследование Е.А. Андрушко показало, что к наиболее травмоопасным фактором в бытовых условиях являются: открытый огонь (газ, горящий в газовой плите, огонь в печи, спички, зажигалки); острые предметы (ножи, вилки, ножницы, гвозди, иголки и т.д.); стекло (бутылки, посуда, резаное стекло); мелкие предметы (пуговицы, бусинки, монеты, значки и т.д.); емкости с горячей водой (кипятком); электрический ток (свободный доступ к розеткам, выключателям, проводам и приборам, находящимся под напряжением); лекарственные средства (таблетки, микстуры, порошки и др.); средства парфюмерии и бытовой химии; доступ к окну и балкону; детская площадка [3]. Особый вид опасности представляет школьный травматизм. Школьные травмы возникают у учащихся в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них – на перемене[8]. Все рассмотренные нами факторы представляют собой опасные ситуации, которые могут привести к школьному травматизму. В связи с этим, на основании исследования В.В. Денисова можно разделить причины возникновения опасных ситуаций на три группы[16, с.24-43]: 1. Возникновение опасных ситуаций из-за создания ненадлежащих условий при организации образовательного процесса со стороны руководства школы: - Меньшая, чем необходимо, площадь для занятий и проведения других школьных мероприятий. Несоответствие места для занятий количеству занимающихся; - Недостаток педагогических кадров. Преподаватели часто вынуждены проводить урок с большим, чем положено, числом детей. Трудно держать в поле зрения всех занимающихся, определять по внешним признакам их самочувствие; - Неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы: плохое качество учебных пособий; неисправность учебно-материального оборудования, тренажеров; ненадежность креплений и т.д.; - Невыполнение санитарно-гигиенических требований: плохая освещенность места для занятий; отсутствие вентиляции в помещении; не соответствующая нормам вода в бассейне; несоответствие оборудования, инвентаря возрасту занимающихся; пониженная/повышенная влажность воздуха; низкая/высокая температура воздуха и т.д. 2. Возникновение опасных ситуаций из-за недостаточного профессионализма преподавателей: неправильная расстановка (расположение) учебного оборудования; недостаточные интервал и дистанции между занимающимися при выполнении групповых двигательных действий (упражнений), например на физкультурных занятиях; методические ошибки при проведении занятий; ошибки в организации и проведении массовых мероприятий военно-прикладной и спортивной направленности; низкий уровень квалификации педагога. Кроме этого, как показывает исследование Н.И. Хромова, некоторым учителям недостает педагогического опыта работы в школе, знаний анатомо-физиологических и психологических особенностей детей школьного возраста, знаний методики физического воспитания учащихся [45, с.183]. 3. Возникновение опасных ситуаций из-за неправильного поведения и слабой подготовки учащихся: плохая дисциплина; невнимательность при объяснении педагогом техники выполнения того или иного двигательного действия, при показе приема, упражнения; выполнение двигательных действий, приемов, упражнений без разрешения (и без контроля) педагога; недостаточная техническая, физическая и функциональная подготовленность; чрезмерное стремление слабых учащихся не уступать своим более сильным и ловким сверстникам; невыполнение требований к одежде и обуви для школьных мероприятий; неправильное поведение во время участия в соревнованиях: грубое (умышленное) нарушение правил соревнований (толчки, подножки, захваты и т.п.); участие в соревнованиях и тренировках по некоторым видам спорта без защитных приспособлений (шлем, вкладыш, защищающий челюсть и др.). Принимая во внимание причины школьного травматизма, очень важным при проведении школьных мероприятий является соблюдение должной безопасности, что достигается путем профилактики школьного травматизма, в частности среди учащихся средних классов. По данным исследования А. Горбовец, именно учащиеся в возрасте 11-13 лет наиболее подвержены травматизму, что связано с их повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Факторами риска возникновения травматизма у учащихся средних классов также являются: недисциплинированность, неумение распознавать травмоопасную ситуацию, отсутствие необходимых навыков, недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации, физическая слабость, определенные особенности развития [14, с.52-53]. Характерной особенностью этого возраста, по мнению В.М. Евлахова, является половое созревание, в связи с этим увеличиваются темпы прироста длины тела, подростки интенсивно начинают расти, происходит совершенствование строения и функций многих систем организма. Этот период является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками. Возрастает выносливость подростков, его способность к интенсивным двигательным нагрузкам. Организм легко поддается физической тренировке, в результате которой могут значительно совершенствоваться функциональные возможности организма. Вместе с тем, этот период является для подростков наиболее травмоопасным, так как костная система еще только формируется [18, с.34]. Для предупреждения школьного травматизма в образовательных учреждениях необходимо проводить профилактическую работу, организованную с учетом возрастных особенностей учащихся. Как считает М.О. Дубровская, учащиеся среднего школьного возраста располагают не достаточно полными знаниями о мерах профилактики травматизма и эти знания зачастую носят формальный характер, у детей нет твердого убеждения в истинности полученных сведений. В работе с этой возрастной группой главное – формирование у детей правильного отношения к возможным опасностям, к правилам поведения, препятствующим получению травм. Это положение должно определять и формы работы. До сведения школьников доводятся все случаи получения травм не только на территории школы, но и вне ее стен. На классном часе разбираются причины травмы, определяется вина пострадавшего, присутствующих, возможные варианты поведения, помогающие избежать травму [17, с.19]. Комплекс программных мероприятий в связи с возрастными особенностями школьников предусматривает использование следующих форм деятельности: инструктирование по технике безопасности обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения[15]. В своем исследовании А.Р. Просандеев подчеркнул, что для решения проблем школьного травматизма руководители школ должны проводить регулярно лекции, беседы со всеми учащимися, организовывать дежурства преподавателей и учащихся средних классов во время всего учебного процесса. Для многих учащихся просидеть целый урок представляется сложным, и не только из-за их умственных нагрузок, но и из-за лишения их физических нагрузок. Поэтому движение, «разрядка» во время перемен являются физиологической необходимостью. В таких случаях необходимы отдельные кабинеты, где ребята смогут набраться сил и размяться, чтобы затем активно проявлять себя на уроке. Составляя расписание уроков, методисты должны до минимума сократить переход учащихся из кабинета в кабинет, соблюдать параллельную систему движения учащихся по лестницам, подбор расположений кабинетов по каждой возрастной группе на отдельных этажах. Для снижения травм на уроках физкультуры учителя физкультуры призваны тщательно продумать план проведения занятий для каждой возрастной группы, распределить детей по полу и по группе здоровья. Обучать детей элементам безопасного падения, начиная уже с младших классов [31, с.34-38]. Таким образом, профилактика школьного травматизма является необходимой для обеспечения безопасности всего образовательного процесса, такая работа позволит предупредить и снизить количество несчастных случаев с обучающимися.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 51 страница
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg