Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Особенности обучения гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования

arina_pal 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 127 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.02.2018
Данная работа посвящена особенностям обучения гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования. Изучение научной литературы в аспекте инклюзивного образования, позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В рамках настоящей работы рассмотрены термин «инклюзия» и «интеграция». Проанализировав литературу, можно сформулировать вывод, что интегрированное обучение детей с гиперактивностью выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Инклюзивная же, как форма обучения, в современной научной литературе базируется, прежде всего, на признании и на уважении индивидуальных особенностей ребенка.При этом важно отметить, что понятие «инклюзия» принципиально отличается от понятия «интеграция». Если интеграция, прежде всего, предполагает усилия, направленные на введение лиц с особыми потребностями в регулярное жизненное пространство, то инклюзия предполагает изменения в обществе в плане учета и приспособления к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.
Введение

Актуальность темы исследования. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В России, как и во всем мире, сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. Это вызвано тем, что в настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза 30% и более. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с гиперактивностью. [41, с.94] Интегрированное обучение детей с гиперактивностью выступает как одна из форм альтернативного обучения, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная психокоррекционная помощь каждому ребенку, обоснованный психолого-медико-педагогический отбор детей для интегрированного обучения, наличие положительной системы и отношений со стороны социума и др. Интеграция детей с гиперактивностью в учреждение для нормально развивающихся сверстников происходит с учетом уровня развития каждого ребенка и обеспечения реального выбора модели интеграции. [46, с.144] На современном этапе и в России произошли значительные изменения в области государственной образовательной политики. В отечественной системе образования начала складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе (психолого-педагогическое сопровождение). В стадии разработки находятся вариативные модели сопровождения на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, профориентационных центров, психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с гиперактивностью обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Степень разработанности проблемы. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления, поэтому проблема внедрения и совершенствования инклюзивного образования в современной российской школе привлекает большое внимание педагогов, психологов, методистов. Так проблемы развития, обучения, социализации детей с гиперактивностью исследовали И. М. Бгажнокова, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Е. Б. Аксенова, Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, М.А. Егорова, Е. С. Слепович, В. А. Степанова, Е. А. Стребелева, Н.Д. Соколова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Б. П. Пузанов, С. Я. Рубинштейн, Р. Д. Тригер, Л. М. Шипицина. Методологической основой исследования являются положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о влиянии коррекции на развитие личности ребенка, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития. Благодаря полученным результатам, внедрение инклюзивных технологий началось в России в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Объект исследования - процесс обучения гиперактивных детей в условиях инклюзивного образования. Предмет исследования - обучение гиперактивных детей младшего школьного возраста математике в условиях инклюзивного образования. Гипотеза исследования: обучение гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования будет эффективным, если на основе теоретического анализа и данных констатирующего среза разработать и реализовать программу, направленную на снижение гиперактивности. Цель исследования - выявить особенности обучения гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования. Цель обусловила постановку и решение следующих частных задач: 1.Изучить научную литературу по проблеме обучения математике гиперактивных детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования; 2. Изучить сущность инклюзивного образования; 3. Выявить психологические особенности детей с гиперактивностью; 4. Подобрать методики, направленные на выявление психологических особенностей обучения детей - первоклассников с гиперактивностью; 5.Разработать и реализовать программу обучения детей с гиперактивностью. Методы исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, констатирующий эксперимент, включающий комплекс психодиагностических методик, для изучения психологических особенностей гиперактивных детей, метод наблюдения, приемы обобщения научного материала и практического опыта, формирующий эксперимент и методы статистической обработки итогов экспериментальной работы. База исследования: в качестве базы для проведения исследования были выбраны МАОУ СОШ № 5 г. Сосновоборска. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в социализации и обучении детей с гиперактивностью. Теоретическое значение работы определяется уточнением и обобщением существующих представлений об особенностях инклюзивного образования детей с гиперактивностью. Теоретические результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения данной актуальной проблемы в рамках диссертационного исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты могут найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования. Структура и содержание работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует требованиям, и представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, обозначаются цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза. В первой главе раскрываются теоретические основы инклюзивного образования. Вторая глава содержит анализ проведенной опытно – экспериментальной работы по выявлению особенностей обучения детей с гиперактивностью в условиях инклюзии. В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования.
Содержание

Реферат……………………………………………………………………………….3 Введение………………………………………………………………………….......7 Глава I. Теоретические предпосылки обучения гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования. 1.1 Методологические аспекты инклюзивного образования…………………………………………………………………………11 1.2 Психолого - педагогические особенности обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста.......................................................................21 1.3 Модели и технологии обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….......31 Выводы по I главе…………………………………………………………………..45 Глава II. Опытно - экспериментальная работа по обучению гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования. 2.1 Педагогическая диагностика гиперактивности младших школьников…………………………………………………………………………47 2.2 Программа педагогической работы на уроках математики в начальной школе в рамках инклюзивного образования………………………...59 2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по обучению гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования…………………………………………………………………………66 Выводы по II главе ………………………………………………………………...83 Заключение………………………………………………………………………….86 Список литературы…………………………………………………………………91 Приложения………………………………………………………………………...96
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 1999. – 206 с. 2. Акундинова И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», –1997. -103 с. 3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск.гор.психол.-пед.ун-т; Редкол.: и др. – М.: МГППУ, 2011. –244с. 4. АргинскаяИ.И., БененсонЕ.П., ИтинаЛ.С. "Математика" Учебникв 2-хч. 5. АргинскаяИ.И., БененсонЕ.П. "Математическиеигры". Тетрадь. 6. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, – 2000. – 378 с. 7. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. – 95 с. 8. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 1996. – 91 с. 9. Брязгунов И.П., Знаменская Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 1980. – 87 с. 10. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с. 11.Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с. 12. Брязгунов, И. П. Ваш ребенок сверхподвижен / И. П. Брязгунов. - С .292-301 13.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», – 2000. – 528 с. 14. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: «Просвещение», 1967. – 122 с. 15. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с. 16. Воробьева А.А. «Педагогический советник» (выпуск №5-2016), статья «Психолого-педагогические особенности обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста», - 13-19 с. 17. Воробьева А.А., Сентябова Т.А., «Педагогический советник» (выпуск № 9-2016), статья «Модели и технологии обучения гиперактивных детей младшего школьного возраста математике в условиях инклюзивного образования», - 5-17 с. 18. Всемирная декларация об образовании для всех (Джонтьен, 1990). 19. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982). 20. Всеобщая Декларация прав человека (1948). 21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, – 1960. – 500 с. 22. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3. – 96 с. 23. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971). 24. Декларация прав ребенка (1959). 25. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. – М.: Пенаты, – 1992. – 52 с. 26. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2009 г. 27. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, – 1995. – 352 с. 28. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с. 29. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед.наук. М.: 1991. – 28 с. 30. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, – 1980. – 50 с. 31. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с. 32. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, – 2000. – 112 с. 33. Захаров, А. И. Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность / А. И. Захаров. - С .208-222 34. Зиганов М. А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с. 35. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. – Четыре тактики педагогики поддержки – Речь, СПб, 2010. 36. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с. 37. Ковалев, В. В. К клинической деференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей в связи со школьной дезадаптацией / В. В. Ковалев. - С .370-374 38. Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2010. 39. Ковалева Т.М. - О возможном соотношении системы развивающего обученияи педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности.- Красноярск, 2010. 40. Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. - Томск, 2010. 41. Ковалева Т.М. – Свобода выбора образовательной системы – один из важнейших принципов полисистемной школы // Ежегодный педагогический журнал альтернативной школы «Эврика-развитие». - Томск, 2009. 42. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2010. 43. Конвенция ООН о правах инвалидов - http://detiangeli.ru/inter.html. 44. Конвенция ООН о правах инвалидов (1975). 45. Конвенция ООН о правах ребенка (1989). 46. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 1989. – 104 с. 47. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, – 1969. – 504 с. 48. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, – 2002. – 192 с. 49. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. – 94 с. 50. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги/ Перев.с англ. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
Отрывок из работы

Глава I.Теоретические предпосылки обучения гиперактивных детей математике в условиях инклюзивного образования Образование - это одновременно и процесс (получения знаний, умений, навыков, формирования личности), и его результат. По большому счету, оно непрерывно, если мы говорим не о формально-организационной стороне, а о сути. С точки зрения социологии и культурологии образование - это важная сфера общественной жизни, состоящая в передаче и усвоении традиций, знаний, норм и наследия, накопленных веками. Человек формируется в среде себе подобных. Самой важной целью любого образования и, инклюзивного в частности, является социализация личности: подготовка ее к активному и деятельному участию в жизни общества. К сожалению, в настоящее время детям с ограниченными возможностями получить полноценное образование бывает очень сложно. Об этом говорят даже спецучреждения, куда отправляют учиться детей с особыми потребностями, поэтому и возникла необходимость изучения особенностей обучения детей с ограниченными возможностями в среде их сверстников. 1.1 Методологические аспекты инклюзивного образования Образование - это процесс формирования личности. Содержание, и способы образования в наше время разительно отличаются от тех, на которых оно было основано еще сто или двести лет назад. К примеру, в современном обществе практически невозможно полноценное функционирование без владения современными технологиями. Следовательно, содержание и методика преподавания опираются на достижения информатики уже не только в вузе или старших классах, но и в детском саду - возьмем хотя бы обучающие диски для дошкольников. В то же время престиж образования по-прежнему высок: именно оно позволяет человеку повысить свой социальный статус, выйти в люди и занять место в обществе. Процесс получения образования многогранный и длительный, в котором можно выделить дошкольное, школьное, профессиональное образование, а также высшее и последипломное. На каждом из этапов с учетом возрастных и психологических особенностей развития человека формы передачи ему знаний и их содержание различны. Следовательно, нужны особые психолого-педагогические и методические приемы, способы и методы для того, чтобы ребенок с любыми ограничениями в здоровье мог активно участвовать в получении образования. Термин «инклюзия» пришел к нам из латинского языка и означает он «включение», «привлечение». Во всем мире довольно широко используется практика инклюзивного образования. В России эта проблема встает очень остро на рубеже XX-XXI веков. Должно быть нормой не разделение детей на различные категории для получение образования, а создание такой образовательной среды, в которой все дети, без исключения, могли получать необходимое им образование . В рамках инклюзивного образования все члены группы имеют равные возможности для получения образования, равные возможности для участия в общественной жизни. [3, с. 79] В современной научной литературе определение инклюзии базируется, прежде всего, на признании и уважении индивидуальных человеческих особенностей и предусматривает сохранение соответствующей автономии каждой общественной ячейки. [3, с. 94] Таким образом, инклюзия - это политика и процесс, которые обеспечивают всеобъемлющее участие всем членам общества во всех областях жизнедеятельности. При этом важно отметить, что понятие «инклюзия» принципиально отличается от понятия «интеграция». Если интеграция, прежде всего, предполагает усилия, направленные на введение лиц с особыми потребностями в регулярное жизненное пространство, то инклюзия предполагает изменения в обществе в плане учета и приспособления к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 27 страниц
320 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 66 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 31 страница
420 руб.
Отчёт по практике, Банковское дело, 30 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg