ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ
Существует множество понятий такого явления, как менеджмент. Это слово пришло к нам из английского языка: «tomanage» – что переводится, как «управлять». Менеджмент, как явление следует представлять как науку икак умение добиваться поставленных целей, используя не только труд, но и мотивы поведения, и интеллектуальные способности людей. Здесь важно целенаправленное воздействие на людей с целью их преобразования в единую производительную, и конечно, эффективную силу. Другими словами, менеджмент – это единое целое человеческих возможностей, которое используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации. Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных намеченных целей входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизмауправления, также имеет такое понятие, как менеджмент[1].
Что же касается менеджмента туризма, как такового, то он предполагает управление туристическими организациями в условиях современного рынка. Как мы знаем, русский менеджмент впитал в себя различные течения, приходящие, в большинстве своем, из западных стран. Поэтому его можно назвать своего рода универсальным. Отметим, что сам туризм как объект управления имеет ряд присущих только ему особенностей, которые во многом обусловлены спецификой отрасли. Эксперты А.В. Мерзлякова и Л.Н.Ковалик, проведя анализ данной сферы, относят к таким особенностям большие масштабы индустрии, а также нечеткое определение целей управленческого воздействия. Ведь в большинстве случаев менеджеры по туризму ориентируются не на фактические, а на заявленные потребности туристов. И задача менеджмента здесь состоит в том, чтобы выявить такие особенности и в дальнейшем учитывать их при управлении туристическими организациями [2].Отметим, что одним из наиболее существенных требований к менеджменту туристических организаций можно отнести реализацию системного подхода к внедрению управленческих компетенций. Именно об этом утверждаютэкспертыЗакоринН.Д, Гаврильчак И.Н., Чайковская А.В. в своей научной статье. В целом управление туризмом включает в себя:
1. ориентацию на рекреационные потребности и спрос клиентов;
2. стремление к повышению экономической эффективности деятельности туристической организации;
3. стремление к росту хозяйственной самостоятельности туристической организации;
4. учет состояния и тенденций туристического рынка [3].
Однако упомянем, что менеджмент туризма включает в себя несколько направлений. Иными словами, его подразделяют на следующие виды:
1) Функциональный. Это комплексные повседневные процессы управления, обеспечивающие постоянное функционирование предприятия по основным направлениям, а именно структура и организация деятельности туристической организации; мотивация и распределение обязанностей работников; контроль и оценка исполнения.