Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование игровых навыков у дошкольников

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2018
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра не разъединяет, а, напротив, объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.
Введение

Актуальность. Период дошкольного детства – особый период развития ребенка. В данном возрасте появляется и развивается внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Внутренняя регуляция поведения проявляется в воображении ребенка, в его произвольном поведении, а также в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Все данные качества развиваются не в занятиях со специалистами, а в игровой деятельности. Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих [31]. В настоящее время, в условиях реализации ФГОС ДО особенное внимание уделяется непосредственно игровой деятельности как ведущей в период дошкольного детства. При правильной организации игра создает условия для развития интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, а также обеспечивает социальную успешность дошкольника. В действующем ФГОС ДО игровой деятельности способствует формированию социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО). В игре ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, он проявляет самостоятельность и инициативу. В игре ребенок способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, развивает навыки и способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, адекватным образом проявлять собственные чувства, а также старается разрешать конфликты. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию [18]. Между тем, игровая деятельность может рассматриваться как одно из условий не только приобщения к культурно-историческому опыту, но также как одно из средств формирования отдельных аспектов психической жизни дошкольника, навыков и умений осуществлять игровую деятельность наиболее продуктивно и эффективно как для субъектов совместной деятельности, так и для самого ребенка. Степень разработанности проблемы.Проблема игровой деятельности дошкольников и ее развития является предметом исследований в отечественной психологической науке в течении длительного времени. Проблема игровой деятельности дошкольника рассматривается в контексте культурно-исторической теории развития психики человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в рамках психологической теории игровой деятельности (Д.Б. Эльконин), в рамках концепции передачи способов игровой деятельности детям дошкольного возраста (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Вместе с тем, к настоящему времени существует достаточно много неопределенности применительно процесса формирования игровых навыков у дошкольников. Возникает противоречие между потребностями общества в сформированности у дошкольника игровых навыков и отсутствием научно-методического и дидактического обеспечения, необходимого и достаточного для формирования игровых навыков дошкольников. Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к теме: «Формирование игровых навыков у дошкольников». Цель настоящей работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и проверке опытно-экспериментальным путем возможностейформирования навыков игровой деятельности у дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Объект – игровые навыки дошкольников. Предмет – формирование игровых навыков у дошкольников. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать возрастные и психологические особенности дошкольников в контексте проблемы игровой деятельности. 2. Определить особенности формирования игровых навыков у дошкольников. 3. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на исследование возможностей формирования игровых навыков дошкольников. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что формирование игровых навыкову дошкольников можно обеспечить, если: -в качестве цели формирования игровых навыков рассматривать систему обобщенных компетенций в области игровой деятельности -практически реализовать методы и формы работы, направленные на стимулирование познавательного интереса дошкольников, а также активизации их игровых навыков. -использовать актуальные педагогические технологии. В качестве теоретико-методологической основы настоящего исследования выступают: -концепция развивающего обучения Л.И. Божович, А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, Л.Н. Галигузовой, С.Д. Забрамной, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.Г. Рузской, Р.В. Овчаровой и многих других. - теория игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве, описывающая социальную природу и социальное содержание игры; значение игры для социально-личностного развития дошкольника; коррекционно-развивающие возможности игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Г.П. Новикова, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин); - теория интенсификации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский); - представления о педагогической поддержке ребенка в образовании (О.Г. Газман), о педагогической среде (А.М. Анохин); Методы исследования: аналитический обзор теоретических и методологических источников по дошкольной педагогике и психологии; эмпирические методы:наблюдение за игровой деятельностью, изучение продуктов игровой деятельности детей и анализ педагогической документации, наблюдение за общением воспитателя с детьми;констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; методы математической статистики. Методики исследования: 1.Наблюдение за игровой деятельностью детей (В.М. Астапов). 2. Диагностика уровня сформированности игровых навыков (Д.Б. Эльконин) 3. Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу» (Д.Б. Эльконин). База исследования: Филиал МБОУ ООШ с.Филькино д/с номер 45 «Филиппок» г. Серов Выборка исследования: в исследовании приняло участие 30 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет (средний возраст – 6,125). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 40 наименований, 3 приложений. Объем работы составляет 83 страницы. В работе результаты исследования отражены в 6 диаграммах.
Содержание

Введение 3 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования формирования игровых навыков у дошкольников 8 1.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста в контексте игровой деятельности 8 1.2. Особенности развития игровых навыков дошкольников 21 1.3. Методика формирования игровой деятельности дошкольников 26 Выводы по 1 главе 35 Глава II. Эмпирическое исследование формирования игровых навыков у дошкольников 36 2.1. Организация и методы исследования 36 2.2. Анализ и интерпретация результатов 40 2.3. Содержание работы по формированию игровых навыков у дошкольников 47 2.4. Результаты контрольного этапа исследования 53 Выводы по 2 главе 62 Заключение 63 Список использованной литературы 68 Приложение 1 72 Приложение 2 74 Приложение 3 83
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2009. - 345 с. 2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб, 2003. - 128 с. 3. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника. //Вопросы психологии, 2006, №5, стр. 34 - 53 4. Бабаева, Т.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: Детство-Пресс, 2006. - 468 c. 5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М., 2001. – 129 с. 6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс]//http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500510 (Дата доступа: 20.08.2016) 7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский– М.: ЭКСМО, 2005– 512 с. 8. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка /Психология личности: тексты. – М., 2002. – 275 с. 9. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 2005. №5., стр. 23 – 28. 10. Дергунская В.А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3 -C. 52-57 11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.:»Изд-во ГНОМ и Д», 2001.-144 с. 12. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальчикова // Управление ДОУ. -2007.-№ 3. С. 84-94. 13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.,1996. - 385 с. 14. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб: Речь, 2003. - 144 с. 15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с. 16. Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 321 c. 17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2008. - 216 с. 18. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1999– 328 c. 19. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Прометей, 1995. –325 с. 20. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии [Электронный ресурс]//http://www.medklassika.ru/myasishev_1960/21/ (Дата доступа: 20.08.2016) 21. Нижегородцева Н.В. Готовность к обучению в школе. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – 248с. 22. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошк. воспитание. - 2007. - № 3. - С. 84-86. 23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000 - 320 с. 24. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя-воспитателя и современные технологии обучения // Материалы межрегиональной НПК «Социально-педагогические проблемы профессиональной подготовки будущих учителей. - Т. 1. Ч. 1. - Житомир: Житомир. гос. пед. ин-т, 1993. - 294 с. 25. Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: «Академия», 2007. - 384 с. 26. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 2007. – 290 с. 27. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 2005. – 212 с. 28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2005. - 520 c. 29. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 2007. №6., стр. 79.
Отрывок из работы

1. Теоретико-методологическое обоснование исследования формирования игровых навыков у дошкольников 1.1.Возрастные особенности детей дошкольного возраста в контексте игровой деятельности Старший дошкольный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. Именно в данном возрасте осуществляется прогрессивное преобразование всех сфер, начиная от совершенствования отдельных психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие и формирование центральной нервной системы в период старшего дошкольного возраста характеризуется быстрым развитием. Поверхность мозга у шестилетнего ребенка составляет более 90% размера коры головного мозга взрослого. В данный период активно развиваются лобные отделы головного мозга, дети в данном возрасте успешно осознают последовательность событий, а также понимают сложные обобщения. И.Ю Кулагина отмечала, что в сфере ощущений в данном возрасте отмечается снижение порогов всех видов чувствительности. В данное время повышается уровень дифференцированности восприятия. Особенное значение в данном возрасте в развитии восприятия играет переход ребенка от использования определенных предметных образов к использованию непосредственно сенсорных эталонам, которые являются общепринятыми представлениями относительно основных свойств предметов и явлений. К шестилетнему возрасту формирует четкая избирательность восприятия относительно социальных объектов и явлений [14, c. 78]. Возрастные закономерности выявлены также и в развитии памяти дошкольников. Память у детей в старшем дошкольном возрасте характеризуется непроизвольным характером. Ребенок лучше запоминает то, что для него имеет наиболее существенный интерес, что дает наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многих аспектах определяется эмоциональным отношением к данному явлению или же предмету. В качестве одного из наиболее значимых достижений старшего дошкольного возраста выступает развитие произвольного запоминания. Отдельные формы данного запоминания можно отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, вместе с тем, значительного развития произвольное запоминание достигает к шести-семи годам. Во многом данному обстоятельству способствует игровая деятельность дошкольника, в рамках которой умение запоминать и вовремя воспроизводить некоторые сведения выступает как одно из важнейших условий достижения успеха. Важной особенностью данного периода выступает то, что перед ребенком в младшем дошкольном возрасте может ставиться цель, направленна на запоминание определенного материала. Наличие такого рода возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать разные приемы, которые специально предназначены для повышения уровня эффективности запоминания – например, приемы повторения, ассоциативного и смыслового связывания материала. У детей в старшем дошкольном возрасте двигательные стереотипы достаточно быстро формируются, вместе с тем, наблюдаются затруднения в их перестройке, что может указывать на недостаточный уровень подвижности нервных процессов дошкольника.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg