Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Способы и средства развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников

natati2016 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 120 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.02.2018
1, Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного развития, который рассматривается нами как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающегося при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
Введение

Актуальность темы. Моделирование отечественного образования предполагает, что обновленное содержание дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманистическая парадигма, определяющая содержательную сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию и саморазвитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой личности, показателем ее сформированности является система интересов растущего человека. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности. Потому изучение интереса, характера его изменения является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы познавательного развития на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС. Выделение проблемы познавательного развития в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме познавательного развития дошкольников исходит из потребностей сферы дошкольного образования, а именно не разработанности личностно-деятельностного подхода в развитии познавательного интереса у дошкольников. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме познавательного развития касаются в основном школьного возраста. Актуализация познавательного развития как средства саморазвития дошкольников в них не рассматривается, тогда как именно в дошкольном возрасте формируются основы мировосприятия, закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка. Указанный возраст обладает повышенными возможностями и для развития общих умственных качеств, которые проявляются в любознательности, своеобразной остроте восприятия, специфичности воображения. В многочисленных исследованиях доказано, что познавательное развитие оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина и др.), служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.С. Лейтес и др.). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Данные исследований, посвященных мотивации учения и причин неуспеваемости младших школьников (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.С. Денисенкова, А.К. Дусавицкий и др.) свидетельствуют, что у части учащихся познавательное развитие не имеет характера действенной мотивации и не играет существенной роли в общей структуре мотивов учения. Одной из причин подобного положения, на наш взгляд, следует признать недостаточный уровень его развития к концу дошкольного возраста, что в значительной мере является следствием неудовлетворительной организации педагогической деятельности в дошкольных учреждениях в плане развития детской любознательности, обусловленной, в свою очередь, слабой теоретической и методической разработанностью этой проблемы. Поэтому изучение познавательного интереса, средств его развития является важным направлением педагогических исследований, призванных обеспечить интенсификацию процесса воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловливает актуальность и настоящего исследования. Анализ научной литературы свидетельствует, что в педагогике накоплен достаточный потенциал для решения научных и практических задач, связанных с проблемой познавательного развития дошкольников. Современные ученые рассматривают данную категорию с самых разных точек зрения: как источник умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.), как особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.), как избирательная направленность личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина и др.), как структура, состоящая из потребностей индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов и др.), в контексте развития мотивационной сферы личности (Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Л.М. Фридман и др.), как условие развития самостоятельности, повышения познавательной активности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблин екая и др.), как условие формирования интереса к процессу познания, источник радости и удовлетворения (Ш.А. Амонашвили, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Н.Н. Поддьяков и др.). Во многих исследованиях познавательное развитие связано со способностью к самоизменению, самодвижению, построению себя как личности в процессе деятельности (Р.Р. Ветчинкина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Цукерман, И.С Якиманская и др.) Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации. Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования: - заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач; - крайне редко используются нестандартные формы совместной деятельности взрослого и ребенка, позволяющие интегрировать различные задачи и виды детской деятельности, способствующие развитию высокого уровня познавательного развития (конкурсы, экспериментирование, совместный поиск, творческие диалоги, игры-фантазии, игры-путешествия, занятия - погружения, занятия-соревнования), проявлению самостоятельности детей; - педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению познавательной активности воспитанников, формированию адекватной самооценки у воспитанников в процессе разнообразных видов детской деятельности. Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики дошкольного образования позволил нам выделить противоречия между: - возрастающей потребностью общества в активизации личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является познавательный интерес, и не разработанностью теоретического аспекта, адекватных путей и средств познавательного развития в педагогической деятельности ДОУ; - необходимостью использования личностно-деятельностного подхода, оказывающего решающее влияние на познавательное развитие ребенка, и недостаточной компетентностью педагогов в решении данной проблемы; - большими потенциальными возможностями ребенка в дошкольном детстве и неудовлетворительной организацией педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по познавательному развитию воспитанников. На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений, собственной деятельности была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических средств познавательного развития дошкольников, обеспечивающего личностное развитие ребенка-дошкольника. Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические средства познавательного развития дошкольников. Объект исследования - педагогическая деятельность ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические средства познавательного развития дошкольников в ДОУ. Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса познавательного развития дошкольников обеспечивается: - разработкой и внедрением структурно-функциональной модели познавательного развития дошкольников, отражающей процесс перехода от развития к саморазвитию дошкольника на основе личностно-деятельностного подхода; - выявлением и реализацией следующих педагогических средств: - субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей; - внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности; - развитие рефлексивных способностей дошкольников в процессе познания. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить сущность, структуру, содержание и значение познавательного развития ребенка-дошкольника, выявить теоретические и практические основания познавательного развития ребенка в педагогической деятельности ДОУ. 2. На основе личностно-деятельностного подхода разработать структурно-функциональную модель познавательного развития дошкольников, реализуемую в педагогической деятельности ДОУ. 3. Теоретически выявить и экспериментально проверить педагогические средства познавательного развития дошкольников. 4. Разработать научно-методические рекомендации по познавательному развитию дошкольников. Теоретико-методологической основой исследования являются: общефилософские положения об определяющей роли познания в формировании личности, методологические положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Р.Р. Ветчинкина, И.А. Зимняя, Н.Л. Худякова, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), психолого-педагогические исследования проблемы познавательного развития как обязательного фактора целостного процесса становления личности ребенка (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.), положения об особенностях актуализации данных интересов в дошкольном возрасте (Ю.Ф. Змановский, Н.С. Лейтес, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцева, Н.Г. Морозова, Н.К. Постникова, Е.Ф. Рыбалко, П.Г. Сирбиладзе, Л.И. Сорокина, А.П. Усова и др.). Большое значение для нашего исследования имели: классические педагогические концепции в истории педагогики (Я.А. Коменский, А.Ф. Дистерверг, К.Д. Ушинский и др.), психолого-педагогические концепции развивающего образования (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические представления отечественной психологии о структуре личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский), исследования, раскрывающие особенности развития дошкольников в специфических видах деятельности (О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин), представления о характере и логике развития различных форм общения дошкольников (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.), работы, связанные с изучением способности дошкольников к элементарной произвольной активности, прогнозированию поступков, умению ориентироваться по заданному образцу (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Котырло, Р.Б. Стеркина, Д.Б. Эльконин и др.). Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов: общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы; анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование, моделирование), эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в ДОУ, обобщение педагогического опыта), социологические (анкетирование, интервьюирование, опрос воспитателей и родителей); социально-психологические (тестирование), прогностические (моделирование, проектирование), описательные (самоотчет, диалогическая беседа), экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный), математическая и статистическая обработка экспериментальных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволили определить педагогические средства познавательного развития старших дошкольников, эмпирически подтверждена спроектированная теоретически структурно-функциональная модель познавательного развития дошкольников. Определены и охарактеризованы критерии и уровни познавательного развития. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по реализации педагогических средств, способствующих эффективности познавательного развития старших дошкольников, которые могут быть использованы педагогами ДОУ в практической деятельности. Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, проверкой результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, подтверждением выдвинутой гипотезы исследования результатом опытно-поисковой работы, обработкой данных методами математической статистики. База исследования. Исследование проводилось в МБДОУ детский сад « Радуга» комбинированного вида Заинского муниципального района РТ и охватывало 50 детей старшего дошкольного возраста, 5 воспитателей старших и подготовительных групп, 2 специалистов. Структура исследования. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст иллюстрирует 9 таблиц, 6 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Ретроспективный анализ проблемы познавательного развития в трудах отечественных и зарубежных исследователей …………………………………..12 1.2 Модель познавательного развития детей дошкольного возраста………….15 1.3 Педагогические средства познавательного развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………...29 Выводы по первой главе……………………………………………………….......57 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 2.1 Цель, задачи и содержание экспериментальной работы……………………60 2.2 Реализация модели познавательного развития старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ…………………………………………………....78 2.3 Результаты обобщающего эксперимента по познавательному развитию старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ …………………….105 Выводы по второй главе………………………………………………………….114 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………115 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….117 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….....120
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с. 2. Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амонашвили, 2011. - 494 с. 3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. – М. 1980. - Т. 2. -С.9-128. 4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 416 с. 5. Асмолов A.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 105 с. 6. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований /Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1984.- 136 с. 7. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. - СПб.: Рус. христиан, гуманитар, ин-т, 2011. - 464 с. 8. Богоявленский Д.Н. Психология учения / Д.Н Богоявленский, Н.А. Менчинская / Психологическая наука в СССР. - М, 1960, - С. 190-227, 9. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещеряков. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. -672с. 10. Венгер Л.А. Психология / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1988.-335 с. 11. Ветчинкина P.P. Педагогическая стратегия личностного развития дошкольников / Р.Р. Ветчинкина. - Благовещенск.: Изд-во Благовещ. гос. пед. ун-та, 2013.-208 с. 12. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Академия, 1998.-325 с. 13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.-480 с. 14. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гимнастическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Клас. рук. - 2011. - № 3. - С6-33. 15. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / ГГЯ. Гальперин, А,В. Запорожец, КС- Карпова. - М.: Изд-во Моек, ун-та, 1978. - 118 с. 16. Давыдов В.В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной / В.В. Давыдов //Дошкольное воспитание. - 2011. - №5. - С.83-85. 17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов -М.Просвещение, 2011- 239 с. 18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка; в 4 т,/ В.И, Даль. - М,: Терра, 2000. - Т. 4. - 683 с. 19. Данилюк А,Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании / А.Я. Данилюк //Педагогика. – 1998. - № 2. - С8-12. 20. Дошкольное образование в России: сб. действующих норматив.-правовых док. и науч.-метод. материалов / ред.-сост. Р.Б. Стеркина. - М.; Назрань: ACT, 2010. - 336 с. 21. Дьяченко Л.С. Гипотеза Л.С.- Выготского и новейшая педагогическая технология / В.К.Дьяченко // Международная ассоциация «Развивающее обучение», - 1997. - Вестн, № 3, - С.50-66. 22. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2011. - 208 с. 23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. -М.: Логос, 2013.-384 с. 24. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В Л. Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5- С.3-16. 25. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / ред. С.Ф. Егоров, - М.: Академия, 2010.-518 с 26. История педагогики в России: хрестоматия /ред. С.Ф. Егоров. - М.: Академия, 2013. -519 с. 27. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с. 28. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С, Каган, -М.: Политиздат, 1988, - 319 с. 29. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2011. - 176 с. 30. Кольцова М. Физиологические подходы к проблеме повышения умственной деятельности / М Кольцова // Дошкол. воспитание, - 2010. -№10.-С.67-70. 31. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: учеб. пособие / Г.Б. Корнетов. - М: УРАО, 2012. - 125 с. 32. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исслед. /В.В. Краевский. - Самара: Самар. пед. ин-т, 2012. -165 с. 33. Кудрявцев В.Т. Онтогенез субъекта деятельности / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева // Преемственность ступеней в системе развивающегося образования: сб. науч.-метод. статей / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: ГНОМ и Д, 2013. -264 с. 34. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. -Новосибирск: Новосибир. пед. ин-т. 1992. - 350 с. 35. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос/ А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 2010 - 958 с. 36. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971- 415 с. 37. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми / В.Г. Маралов. - М.: Просвещение, 2013. - 132 с. 38. Маркова АХ Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с. 39. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы успеваемости школьников / Н.А. Менчинская // Психологические проблемы неуспеваемости школьника. - М., 2011. - С.8-31. 40. Моделирование воспитательных систем: теория - практика: сб. науч. ст. / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. -144 с, 105-Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции / Г.А. Монахова//Педагогика - 1997-№ 5. - С.52-55. 41. Об интегративном подходе в обучении //Школьные технологии. - 2011. -№6.-С.10. 42. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Метод, пособие для воспитателей дошкол. учреждений / под ред. О.М. Дьяченко - М: ГНОМ и Д, 2011. - 80 с.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1 Ретроспективный анализ проблемы познавательного развития в трудах отечественных и зарубежных исследователей Анализ нормативных документов, философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на то, что проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит и др.), в современной науке нет однозначной трактовки данных дефиниций. В связи с многомерностью понятий «познание», «познавательное развитие» раскрыты их значения с точки зрения философии, психологии и педагогики; данные науки объединяет то, что познание они рассматривают как процесс и деятельность субъекта в получении нового знания или информации об окружающем мире. Комплексное изучение проблемы потребовало в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я.А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский и др.). Так, согласно Ж. Пиаже, познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретение знания как эволюционный процесс. Для нас данная теория важна как определяющая эволюционный процесс познавательного развития ребенка дошкольного возраста. Наиболее значимой для нашего исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского, который рассматривал познавательное развитие как ученичество, когда дети, пребывающие в положении учеников, продвигаются вперед в сотрудничестве с другими, более умелыми людьми. Согласно Л.С. Выготскому, дети редко продвигаются далеко вперед по пути развития, когда идут по нему в одиночку; они успешно проходят этот путь лишь тогда, когда идут рука об руку с опытным попутчиком. Идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка. Освоенные во внешней форме знания преобразуются во внутренние, умственные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.). Современные ученые, исследуя процессы познавательного развития, в основном опираются на теорию Л.С. Выготского, расширяя и углубляя ее положения. Так, А.А. Люблинская утверждает, что любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному: - в виде представлений (образы конкретных предметов); - в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков); - в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых. Феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира. Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями, чувствами (Т.И. Гризик). По мнению Т.И. Гризик, образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов: - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, интеллект, речь); - информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира); - отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. М.С. Семенова, Л.В. Трубайчук и др., утверждали, что познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка. Так, на стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью, яркостью, необычностью самого предмета.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg