Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МПГУ В ЛИТЕРАТУРЕ, ПУБЛИЦИСТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ВЫПУСКНИКОВ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ

SZerega2012 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.07.2016
Дипломная работа, 88 страниц. Работа состоит из 2 больших глав. 37 источников литературы.
Введение

Московский педагогический государственный университет ведёт свою историю от Московских высших женских курсов, организованных 1 (13) ноября 1872 г. профессором Владимиром Ивановичем Герье. В 1918 г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет (МГУ). В 1930 г. 2-й МГУ был разделён на три самостоятельных вуза: Московский институт тонкой химической технологии, 2-й Медицинский институт и Московский государственный педагогический институт, носивший имя наркома просвещения А.С.Бубнова, репрессированного в 1938 г. В 1941 г. МГПИ получил имя В.И.Ленина и назывался так до начала ХХI в. В 1990 г. МГПИ был преобразован в Московский педагогический государственный университет. Много замечательных страниц в 137-летней истории МПГУ. Одна из наиболее ярких – 50-60-е годы прошлого века, когда на филологическом факультете МГПИ работали такие выдающиеся преподаватели, как Алексей Фёдорович Лосев, Борис Иванович Пуришев, Сергей Ефимович Крючков, Степан Иванович Шешуков, Алексей Васильевич Терновский, Всеволод Алексеевич Сурганов и многие другие. Студентами в эти годы были ставшие впоследствии известными всей стране будущие барды Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Борис Вахнюк, Вадим Егоров, режиссёр Пётр Фоменко, писатели и поэты Юрий Ряшенцев, Виталий Коржиков, Юрий Коваль, Марк Харитонов, журналисты Максим Кусургашев, Владимир Дворцов (он, будучи студентом географического факультета, тесно общался с литературным факультетом) и другие замечательные представители отечественной культуры и искусства. Выпускник филфака Б.Вахнюк писал: «Были пятидесятые. Славные, смутные, тяжкие, полные терпеливых надежд. Был институт, собравший по странному стечению послевоенных обстоятельств очень молодых людей, не столько умевших, сколько способных думать и задумываться. Московский институт назывался педагогическим, а факультет – литературным. Нас делали педагогами, учителями, а многих сделали в итоге литераторами. Впрочем, оказалось, что это почти одно и то же» . Нам представляется важным показать один из интереснейших периодов жизни МПГУ, 50-60-е годы прошлого века, через призму произведений, написанных его выпускниками-шестидесятниками. О нашем вузе написано много. Изучение всех произведений, в которых запечатлена жизнь МПГУ, - это задача более масштабного научного исследования, чем выпускная квалификационная работа. Поэтому мы решили ограничиться творчеством писателей-шестидесятников, учившихся на филологическом факультете МПГУ, или МГПИ, как он тогда назывался. Их привязанность к родному вузу и друг к другу была и остаётся необычайно сильной. Вот уже более 50 лет выпускники МГПИ регулярно собираются вместе. Ежегодный традиционный сбор 27 декабря - настоящий праздник для них. Чувство восхищения и благодарности альма-матер замечательно выразила Ада Якушева: «Самое светлое и нежное, что сопутствует юности, связано у меня с этим вузом… В институте я начала вести дневник, который открывался такой мыслью, что и жизнь моя, и любовь моя, и всё, что в жизни положено человеку, будет связано с этим необыкновенно прекрасным зданием на Пироговке. Так оно и вышло в дальнейшем...» Первичный импульс к выбору темы появился во время работы в спецкурсе Н.Ю.Богатырёвой «Поэты и прозаики-шестидесятники – выпускники МПГУ», а также при прочтении сборника её интервью с выпускниками, впервые напечатанных в 1995-2000 годах в газете «Педагогический университет». Разнообразная жизнь филологического факультета МПГУ отразилась в разноплановых по жанру произведениях выпускников МГПИ – шестидесятников. Это рассказы (например, «От Красных ворот» Ю.Коваля, «Мне надо смотреть на тебя…» Е.Дворцовой и др.), песни (литературоведы выделяют песню как особый жанр лирики ), лирические стихотворения (В.Егорова, Б.Вахнюка, Р.Харитоновой, Ю.Кима). Но подавляющее большинство произведений – это мемуары, то есть воспоминания о прошлом. Мемуары – это «записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали» . «Литература в жанре мемуаров (франц. memoires, от лат memoria память) - это разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть». В мемуарной литературе выделяют следующие жанровые разновидности: исторический, биографический, мемуарный, автобиографический, эпистолярный; дневники, записные книжки, путешествия, жанры литературной публицистики. Отличительные признаки мемуарной прозы - документальность, неукоснительное следование исторической правде, хроникальность, ретроспективность, субъективность, связанная с проявлением индивидуальности автора. Повествование в мемуарных произведениях ведётся от первого лица, автор, он же персонаж собственного произведения, непосредственно общается с другими действующими лицами. События в таких произведениях происходят в отдалённом прошлом, и эта дистанцированность позволяет автору создать объёмную картину прошедшей жизни («большое видится на расстоянье»). В мемуарах отражаются чувства и внутреннее состояние повествователя. Все эти жанровые признаки присутствуют в произведениях выпускников МГПИ – шестидесятников. Основной массив автобиографической прозы шестидесятников представлен теми художественно-документальными произведениями, в которых история МГПИ и его филологического факультета, преломлённая через призму творческого сознания авторов, отражена особенно пластично и убедительно. Надо сказать, что именно документальные произведения привлекают читателя, поскольку они обладают высокой степенью достоверности и исторической правды, запечатлённой в точных деталях. В последние годы многие выпускники МГПИ 50-60-х годов обратились к жанру воспоминаний. Это связано с вхождением в возраст, когда осмысливается прошлое и наступает пора поделиться жизненным опытом с молодыми поколениями. Юность шестидесятников прошла в бурную эпоху исторических потрясений: Великая Отечественная война, репрессии 30-40-х годов (многие из них потеряли в сталинских лагерях близких), смерть Сталина, хрущёвская оттепель, начало брежневской эпохи. Им выпало счастье общаться с выдающимися деятелями культуры и искусства, а многие из них и сами стали известными людьми. Потребность рассказать об интересных встречах и событиях и привела авторов исследуемых нами произведений к идее написания мемуаров. Как образно пишет Т.Г.Симонова в книге «Мемуарная проза русских писателей ХХ века: поэтика и типология жанра», «если попытаться собрать воедино все мемуарные произведения, созданные писателями ХХ в., то получится целая библиотека – своеобразная энциклопедия исторической и культурной жизни эпохи». Перефразируя её слова, можно сказать, что автобиографическая проза выпускников МГПИ – шестидесятников является энциклопедией жизни вуза 50-60-х годов. Актуальность данной работы обусловлена возросшим общественным интересом к истории ведущего педагогического вуза России, который в феврале 2009 года Указом Президента Российской Федерации был включён в Свод особо ценных объектов культурного наследия РФ. Вместе с тем культурный феномен Московского педагогического государственного университета, давшего стране столько талантливых педагогов, писателей, деятелей культуры, остаётся малоизученным. Представленная работа является первым исследованием такого рода, что позволяет говорить о её новизне. Объектом исследования стали произведения писателей-шестидесятников, закончивших МГПИ в 50-60-х гг. ХХ века и отразивших в своём творчестве жизнь своего вуза, в частности филологического факультета, конца 40-х-начала 60-х гг. Предметом наиболее пристального анализа являются следующие произведения. Цикл очерков Юлия Кима «Однажды Михайлов…», книга автобиографических очерков Бориса Вахнюка «Терема», мемуарная проза Юрия Ряшенцева «Осколки», автобиографическое эссе Альберта Ненарокова «В институте под сводами лестниц». Сборники автобиографических рассказов Владимира Дворцова «Новости, откровения, улыбка», Дмитрия Рачкова «Записки шестидесятника», Вячеслава Кабанова «Однажды приснилось», Елены Дворцовой «Мне надо смотреть на тебя», Розы Харитоновой «События личной жизни», стихи Вадима Егорова («Общага», «Сокурсникам»), стихи и очерки Виталия Коржикова. А также интервью с выпускниками МГПИ – шестидесятниками, вошедшие в книгу Натальи Богатырёвой «Свято дружеское пламя», и номера многотиражной газеты МГПИ «Ленинец» за 1951-1962 годы. Цель настоящего исследования – многоаспектный анализ перечисленных произведений, предполагающий решение ряда задач: 1. Исследовать жанровую природу этих произведений. 2. Определить специфику отражения в них жизни филфака МГПИ конца 40-начала 60-х годов. 3. Проанализировать основные темы и мотивы. 4. Выявить наиболее часто употребляющиеся образы. 5. Рассмотреть особенности авторского стиля. В работе применяются различные методы исследования: - историко-литературный; - сравнительно-исторический; -метод субъективной интерпретации художественного текста. Все это подчинено целостному анализу, позволяющему выявить стиль послевоенной эпохи и особенности мировоззрения шестидесятников. В соответствии с поставленными задачами дипломная работа имеет следующую структуру: Введение, основная часть, состоящая из 2 глав, выводов, заключение и библиография. Библиография насчитывает 37 источников. Во Введении определяется актуальность темы, говорится о новизне исследования, о методологических принципах анализа произведения и о структуре работы. Формулируются цели и задачи дипломного исследования. В 1 главе рассматриваются произведения шестидесятников-выпускников МПГУ, говорится о специфике их творчества, раскрываются мировоззренческие и стилевые особенности. В этой главе выделяются следующие параграфы: - главный корпус МГПИ: география и топонимика; - преподаватели; - внеучебная студенческая жизнь: туризм, спорт, стенная печать, театральный коллектив, курсы рисования, капустники-обозрения и пр. - что писали будущие знаменитые поэты, писатели, режиссёры и пр. друг о друге. Во 2 главе анализируются материалы многотиражной газеты МГПИ «Ленинец» за 1951-1962-й гг. ХХ века с точки зрения отражения жизни филологического факультета тех лет. В заключении подводятся общие итоги работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в подготовке занятий по истории МПГУ, а также лекций и практических занятий по истории литературы конца 40 – начала 60-х годов
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...………3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МПГУ В ЛИТЕРАТУРЕ, ПУБЛИЦИСТИКЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ ВЫПУСКНИКОВ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ…………………………….10 ПАРАГРАФ 1.1. ГЛАВНЫЙ КОРПУС МГПИ: ГЕОГРАФИЯ И ТОПОНИМИКА………………………………………………………..10 ПАРАГРАФ 1.2. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЛФАКА МГПИ…………19 ПАРАГРАФ 1.3. ВНЕУЧЕБНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. Туризм, спорт, стенная печать, театральный коллектив, курсы рисования, капу ПАРАГРАФ 1.4. МЕМУАРНАЯ ПРОЗА ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ стники-обозрения и пр………………………………….........................48 ГЛАВА 2. ЖИЗНЬ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГПИ В ГАЗЕТЕ «ЛЕНИНЕЦ» 1951-1962 гг…………………………………….52 ПАРАГРАФ 2.1. УЧЕБНАЯ ЖИЗНЬ…………………………………52 ПАРАГРАФ 2.2. В ПОМОЩЬ УЧЁБЕ………………………………..54 ПАРАГРАФ 2.3. УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ………………………55 ПАРАГРАФ 2.4. ТУРИЗМ И СПОРТ…………………………………56 ПАРАГРАФ 2.5. ИНСТИТУТСКИЙ БЫТ……………………………59 ПАРАГРАФ 2.6. ПОСЛЕ ЛЕКЦИЙ…………………………………...61 ПАРАГРАФ 2.7. О СТЕННОЙ ПЕЧАТИ……………………………..63 ПАРАГРАФ 2.8. ВСТРЕЧИ С ВЫДАЮЩИМИСЯ ДЕЯТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………..64 ПАРАГРАФ 2.9. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА………………..64 ПАРАГРАФ 2.10. КРИТИКА В «ЛЕНИНЦЕ»………………………..65 ПАРАГРАФ 2.11. СВЯЗЬ С ВЫПУСКНИКАМИ……………………67 ПАРАГРАФ 2.12. ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА…………………..68 ПАРАГРАФ 2.13. «ЛЕНИНЕЦ» И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ…………………………71 ПАРАГРАФ 2.14. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СТАТЕЙ «ЛЕНИНЦА»…………………………………………………73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….…………………82 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...86
Список литературы

1. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. – М.: Наука, 1972. 2. Ожегов С. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1986. 3. Словарь русского языка. В 4 т. Т.2. – М.: Рус. яз., 1982. 4. Левицкий Л.А. Мемуары // Литературный энциклопедический словарь. –М.: Сов. энциклопедия, 1987. 5. Колядич Т.М. Мгновенья, полные как годы. (Двадцатые годы в воспоминаниях писателей): Учеб. пособие. – М.: Прометей, 1993. 6. Симонова Т.Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра: Учеб. пособие / Т.Г.Симонова. – Гродно: ГрГУ, 2002. 7. Московский педагогический государственный университет. Очерки истории МПГУ. – М.: «Прометей», 2002. 8. Лубков А.В., Москвин В.В., Полозов Г.П., Романов Ю.В., Савельев П.Ю. Ректоры МПГУ. 1872-2000. Очерки. – М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. 9. Богатырёва Н.Ю. Свято дружеское пламя. Интервью с выпускниками Московского педагогического университета. В 2 кн. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 10. Богатырёва Н.Ю. Культурное пространство Московского педагогического государственного университета 1950-60-х гг. и его шестидесятники. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство МПГУ, 2005. 11. Богатырева Н.Ю. Поэты и прозаики-шестидесятники – выпускники МГПИ (МПГУ) (Спецкурс). Учебно-методическое пособие. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2008. 12. Вайль П. А.Генис. 60-е. Мир советского человека. – М.: НЛО, 1998 13. М.М.Кукунов. Художник. Педагог. Человек. Альбом-монография. Автор-составитель В.Фёдоров. – М.: Прометей, 2000. 14. Всеволод Сурганов. Педагог. Писатель. Человек. – М.: Издательское содружество А.Богатых и Э.РАкитской, 2008. 15. Учитель. Профессор Алексей Васильевич Терновский/ Под общ.ред.проф.Л.А.Трубиной/ Сост.В.В.Терновская. – М.: Прометей, 2005. 16. Вахнюк Б. Терема. Автобиографические очерки. – М.: Вердана, 2009. 17. Визбор Ю. Я сердце оставил в синих горах. Стихи, песни, проза. - М.: 1989. 18. Дворцов В. Новости, откровения, улыбка. Книга воспоминаний. – М.: 1999 19. Ким Ю. Сочинения. Песни, стихи, пьесы, статьи и очерки. – М.: Локид, 2000. 20. Коваль Ю. Опасайтесь лысых и усатых. Повесть и рассказы. – М.: Книжная палата, 1993. 21. Рачков Д. Записки шестидесятника. – Тамбов: 2002. 22. Харитонова Р. События личной жизни. Воспоминания, проза, стихи. – М.: Соверо-принт, 2009. 23. Якушева А. Если б ты знал… - М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1994. 24. Ряшенцев Ю. Осколки. – рукопись из архива автора. 25.http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MEMUARNAYA_LITERATURA.html 26.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D1%83%D0%B0%D1%80%D1%8B 27. Московский педагогический государственный университет. 125 лет – М.: «Флинта», 1997. 28. «Ленинец» с №1 по №18 за 1951 год 29. «Ленинец» с №1(19) по №44(62) за 1952 год 30. «Ленинец» с №1(63) по №39(101) за 1953 год 31. «Ленинец» с №1(102) по №43(144) за 1954 год 32. «Ленинец» с №1(145) по №44(188) за 1955 год 33. «Ленинец» с №1-2(189-190) по №42(220) за 1956 год 34. «Ленинец» с №1 по №38 за 1957 год 35. «Ленинец» с №1 по №30 за 1958 год 36. «Ленинец» с №1 по №40 за 1959 год 37. «Ленинец» с №1 по №39 за 1962 год
Отрывок из работы

Прохлада и простор – вот какие слова приходят мне на ум, когда я вспоминаю Главный зал нашего института. Луч солнца никогда не проникал сквозь его стеклянный потолок, здесь всегда было немного пасмурно, но пасмурный свет этот был ясен и трезв. Что-то древнеримское, что-то древнегреческое чудилось в самом воздухе этого зала, и только особенный пасмурно-серебряный свет, заливающий его пространство, подчёркивал северность этого храма науки. А на галереях, усложнённых пилястрами и балюстрадами, на галереях с элементами колоннад было ещё много сводов, а под сводами этими… Боже! Чего только не бывало под этими сводами!..» Поэтичные воспоминание о первом своём визите в главное здание МГПИ оставил Юрий Визбор: «Мой приятель из класса Володя Красновский, по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп»), стал уговаривать меня поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта показалась мне смешной. Тогда Володя уговорил меня хотя бы посмотреть это «офигительное здание». Мы приехали на Пироговку, и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую аудиторию - там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу, и я сказал ему: «Поступаем». Был 1951 год».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Презентация, Языки (переводы), 11 страниц
200 руб.
Решение задач, Право и юриспруденция, 2 страницы
100 руб.
Курсовая работа, Программирование, 42 страницы
200 руб.
Контрольная работа, Информационные технологии, 24 страницы
200 руб.
Дипломная работа, Психология, 66 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg