Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социальный проект как форма развития межличностных отношений в подростковой среде

gunya 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.07.2016
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….6 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ (ПОНЯТИЯ, ПРОТИВОРЕЧИЯ)…………………………………………………………………..9 1.1 Характеристика межличностных отношений как психолого-педагогическая проблема (структура, функция)…………...........................................................9 1.2 Особенности формирования межличностных отношений в подростковой среде………………………………………………………………………….…16 1.3 Возможности социального проекта в формировании межличностных отношений в подростковой среде…………………………………………….22 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...29 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ……………………………………30 2.1 Программа эксперимента………………………………………………………30 2.2 Характеристика экспериментальной и контрольной групп……………...….31 2.3 Методика диагностирования в эксперименте………………………………..33 2.4 Анализ результатов эксперимента……………………………………………37 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………...39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..46 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..49 ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………..51 ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………..53 ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………......55 ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………………………..58 ПРИЛОЖЕНИЕ 7……………………………………………………………….….59
Введение

Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений подростков в рамках социального проекта. Объект исследования – сфера межличностных отношений в подростковом возрасте. Предмет исследования – межличностное взаимодействие в группе. Гипотеза исследования – предполагается, что специально разработанный социальный проект способствует улучшению межличностных отношений в подростковых группах.
Содержание

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению [23]. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым [16]. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение [27].
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1) Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г.С. Абрамова – М.: Социальная культура, 2014. – 340 с. 2) Алик, Т. А. Опыт диагностики в психологии и педагогике: монография / Т.А. Алик, Л.Д. Гиссен, В.Н. Оксень. – Алма – Ата: Звезда, 2011. – 201 с. 3) Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на внутрисредовое общение/ Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – Москва: Просвещение, 2012. – 207 с. 4) Бадулин, В.Д. Социализация подростков: монография / В.Д. Бадулин, А.И. Петкевич – М.: Культура социальная и здоровье, 2013. – 278 с. 5) Безносиков, Е.Я. Здоровье: Популярная энциклопедия: учебное пособие / Е.Я. Безносиков – М.: ФиС, 2012. – 259 с. 6) Белинович, В.В. Обучение и воспитание: монография / В.В. Белинович – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 201 с. 7) Березин, И. П. Школа здоровья: справочник / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев – М.: Московский рабочий, 2011. – 130 с. 8) Бондарчук, Т.В. Самостоятельная работа студента по дисциплине «Психология воспитания»: учебно – методическое пособие / Т.В. Бондарчук. – Челябинск, 2010. – 2 – е изд., испр. и доп. – 98 с. 9) Гагаева, Т.М. Психология детей подросткового возраста: учебник / Т.М. Гагаева. – М.: ФиС, 2011. – 271 с. 10) Гогунов, Е.Н. Психология в воспитании и образовании: учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 301 с. 11) Годик, М.А. Контроль диагностических данных в психологии: монография / М.А. Годик. – М.: ФиС, 2013. – 172 с. 12) Горбунов, Г.Д. Психология и педагогика: учебник / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – М.: Академия, 2012. – 210 с. 13) Гриндлер, К. Физическая подготовка футболистов: монография / К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо; пер. с нем. И. Андреев – М.: МФС, 2012. – 192 с. 14) Зайцева, Т.М. Теория межличностных коммуникаций: монография / Т.М Зайцева – М.: Наука, 2011. – 356 с. 15) Захаров, Е. Н. Энциклопедия возрастная психология: учебное пособие / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 2012. – 403 с. 16) Ильин, Е.П. Психология: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 346 с. 17) Кермани, К.Х. Возрастная психология и педагогика: монография / К.Х. Кермани – М.: Социум, 2012. – 315 с. 18) Кузнецов, В.С. Теория и методика воспитания: учебник / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2014. – 255 с. 19) Куликов, Л.М. Управление воспитанием: системность, адаптация, здоровье: монография / Л.М. Куликов. – М.: ФОН, 2013. – 182 с. 20) Левин, В.С. Педагогические параметры межличностных отношений: учебное пособие / В.С. Левин. – Малаховка: МПИ, 2011. – 145 с. 21) Лукацкий, М.А. Психология: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 322 с. 22) Марищук, К.В. Психодиагностика: учебное пособие / К.В. Марищук. – М.: ЭКСМО, 2014. – 318 с. 23) Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2011. – 288 с. 24) Никандров, В.В. Психология: учебник / В.В. Никандаров. – М.: Волтерс Клувер, 2015. – 325 с. 25) Новиков, Б. И. Социальный проект в рамках школы: монография / Б.И. Новиков. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. 26) Подготовка к социализации: монография / под ред. В.И. Козловского, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФС, 2014. – 172 с. 27) Попов, А.Л. Возрастная психология: учебное пособие / А.Л. Попов. – М.: АСТ Харвест, 2012. – 304 с. 28) Попов, А.Л. Психология: учебное пособие / А.Л. Попов. – М.: Издательство Флинта, 2011. – 238 с. 29) Родионов, А.В. Социология: учебник для ВУЗов / А.В. Родионов. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2011. – 271 с. 30) Романин, Н.С. Возрастная психология: учебник / Н.С. Романин. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с. 31) Сарсания, С.К. Межличностные отношения: монография / С.К. Сарсания, В.Н. Селуянов. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с. 32) Сеидов, М. Е. Психология. Искусство управлять собой: монография / М.Е. Сеидов – М.: Наука, 2015. – 395 с. 33) Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Олимпия Пресс, 2015. – 420 с. 34) Современная психология в трудах зарубежных специалистов: учебное пособие / И.П. Волков, Н.С. Цикунова; под ред. И.П. Волкова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: ФиС, 2010. – 192 с. 35) Современная психология в трудах отечественных специалистов: учебное пособие/ под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2010. – 309 с. 36) Суслов, Ф.П. Социальная политика: монография / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, Б.Н. Шустин. – М.: Издательство «СААМ», 2015. – 243 с. 37) Суслов, Ф.П. Теория и методика воспитания: учебное пособие для УОР / Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов. – М.: Издательство «СААМ», 2013. – 279 с. 38) Точность в математических методах обработки результатов: методические указания / сост. Л. Горский, Л. Качани. – Братислава: Спорт, 2011. – 164 с. 39) Тюленков, С.Ю. Теоретико – методические аспекты управления педагогическим процессом: монография / С.Ю. Тюленков, В.П. Губа, А.В. Прохоров. – Смоленск: СПИ, 2011. – 227 с. 40) Фомин, Н.А. Физиология человека: учебное пособие / Н.А. Фомин. – М.: Просвещение, 2012. – 361 с. 41) Функции социальных взаимодействий: учебник / под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. – М.: МПИ, 2014. – 254 с. 42) Чанади, А. Современная психология и педагогика. Стратегия развития: монография / А. Чанади; пер. с венг. И. Глазкова. – М.: ФС, 2013. – 149 с. 43) Черникова, О.А. Социология: учебное пособие / О.А. Черникова, О.В. Дашкевич – Петрозаводск: Луч, 2013. – 233 с.
Отрывок из работы

2.1 Программа эксперимента Выявление характера межличностных отношений в старших классах рекомендуется проводить два-три раза в год, это позволяет определить эффективность воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем. База исследования: общеобразовательные школы Нижнего Тагила. Этапы эксперимента: 1) На первом этапе (сентябрь 2013 г. – май 2014 г.) проводился анализ источников литературы для определения состояния вопроса по данной проблеме, выявлялись особенности межличностных отношений в подростковой среде. Сформировались цель исследования, ставились задачи для ее достижения. По выбранным методам определялся объект научного исследования. 2) На втором этапе (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.) проводилось исследование по особенностям межличностных отношений в подростковой среде, на основе результатов этой части был предложен разработанный нами социальный проект. 3) На третьем этапе (июнь 2015 г. – май 2016 г.) велась обработка и анализ полученных результатов, систематизировались данные исследования, оформлялась выпускная квалификационная работа, формулировались выводы и заключение. Из общего числа учащихся старших классов г. Нижний Тагил были выбраны 20 испытуемых, из которых сформировали 2 группы. Одна группа была контрольной, вторая – экспериментальной, по 10 человек каждая. Участвовали школьники 1999 и 2000 годов рождения. Эксперимент заключается в том, что школьники принимали участие в нашем социальном проекте, развивали личностные качества, это в свою очередь приводило к устойчивому формированию межличностных отношений с участниками не только нашего проекта, но и с другими участниками образовательного процесса в целом (с родителями, с учителями, с другими сверстниками). Для характеристики межличностных отношений в подростковой среде использовались такие критерии: 1) Миролюбие в общении; 2) Избегание в общении; 3) Агрессия в общении; 4) Эмпатия в общении; Параллельно проводилось и педагогическое наблюдение за поведением школьников. Суть нашего эксперимента заключается в том, что одна группа детей подросткового возраста приняла участие в нашем социальном проекте (прил. 1). После участия экспериментальной группы в психолого-педагогическом опыте мы сравнили показатели межличностных отношений обеих групп (как экспериментальной, так и контрольной). Были определены фоновые значения всех показателей межличностных отношений для установления нормы развития коллектива подростков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Литература, 111 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Менеджмент, 25 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg