Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

natati2016 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Введение

Актуальность исследования. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически готовый к ней. Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развитие нашего общества диктуют изменения содержания и методов школьного обучения. К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - психологическая готовность детей к школе. Цель исследования состоит в определении психологической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Эта общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах: - Проанализировать подходы к проблеме психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов; - Раскрыть сущность и основное содержание понятия психологическая готовность ребенка к школе; - Изучить психодиагностические методики для определения психологической готовности к школе, подобрать базу для проведения эмпирического исследования; - Выявить особенности психологической готовности к школе у шестилетних и семилетних детей. Для реализации сформированной цели была выдвинута следующая гипотеза: возраст ребенка влияет на его уровень готовности к школе: семилетние дети более подготовлены к школе, так как у них хорошо сформированы психологические предпосылки к обучаемости и уровень обучаемости высокий, а так же хорошо развито логическое мышление и речь. Исследование готовности детей к школе проводилось на базе ДОУ № 20 «Елочка», г. Северодвинска. Методы исследования: 1) теоретико-познавательные методы: анализ научной литературы; 2) психодиагностические методы: Методика "Узор" Л.И. Цеханской; Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка; Методика "Сапожки"; Методика "Последовательность событий". Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали основные определения психологической готовности ребенка к школе (А. Анастази, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Коневой О.Б.,). Теоретическая значимость работы обусловлена разработанностью определения психологической готовности к школе, в частности шести и семилетних детей. Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности психологической готовности ребенка к школе могут быть использованы педагогами в методических целях. Структура работы включает в себя: введение, три главы, выводы, заключение, список литературы, приложения. В первой главе приведены теоретические аспекты готовности ребенка к школе в психологии. Во второй главе описывается исследование готовности к школе шестилетних и семилетних детей. В третьей главе представлена развивающая работа, способствующая появлению психологической готовности к школе.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты готовности ребенка к школе в психологии………6 1.1 Проблема готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………………6 1.2 Понятие психологической готовности детей к обучению в школе…………….15 Глава 2. Эмпирическое исследование готовности к школе шестилетних и семилетних детей……………………………………………………………………...24 2.1 Описание организации исследования и диагностических методик……………24 2.2 Анализ результатов исследования готовности ребенка к школе……………….32 2.3 Корреляционный анализ…………………………………………………………..39 Глава 3. Развивающая работа, способствующая появлению психологической готовности к школе……………………………………………………………………43 3.1 Методологические принципы и методика работы в группе (классе) развития.43 3.2 Игры, используемые в группе развития………………………………………….57 Заключение…………………………………………………………………………….59 Список использованной литературы…………………………………………………61 Приложения……………………………………………………………………………65
Список литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 2, М, 1982. 2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с. 3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с. 4. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с. 5. Белопольская Н.Л. Экспериментальное изучение учебных и игровых мотивов деятельности в целях диагностики задержки психического развития у детей 7-8 лет // Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995. 8. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. 9. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. 10. Витилак Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986. 11. Власова Н.Н. Изучение доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1977. №1. 12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //' Вопросы психологии. 1966. №6. 13. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982. 14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога). 15. Гуткина Н.И. "Зона ближайшего развития" и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. 16. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990. 17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993, 1996. 18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 19. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера и В.В. Холмовской. М., 1978. 20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. М., 1981.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты готовности ребенка к школе в психологии 1.1 Проблема готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожаленью, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики». И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее». В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.[28] Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: - Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. - Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. - Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Таможенное дело, 30 страниц
230 руб.
Курсовая работа, Таможенное дело, 31 страница
190 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 36 страниц
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg