Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

natati2016 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
Современное общество претерпевает серьезные экономические и социально-политические преобразования, которые отражаются и на морально-нравственной жизни людей, на семейных отношениях. Семья как социальный институт переживает кризис, и это, безусловно, затрагивает интересы детей. Понятия «беспризорность», «безнадзорность» прочно вошли в обиход россиян. Появился термин «социальное сиротство»- трудное для понимания нормальных людей явление, когда дети, имеющие родителей, оказываются лишенными родительского попечения, родительской любви и заботы, нуждаются в помощи государства: растет сеть учреждений социально-педагогической поддержки - это детские дома, приюты, кризисные центры и др.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что социально- экономические и политические преобразования, происходящие в России, приводят к нарушению взаимоотношений в семье, оказывают негативные последствия на её жизнедеятельность. Отмечается рост беспризорности, безнадзорности, увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. человек). Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации - основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной педагогической психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома. Анализ психологических исследований показывает, что недостаточно изучены психологические особенности личности младших и старших подростков-воспитанников детского дома. Выявлено, что самооценка, тревожность и социометрический статус подростков не рассматривались в зависимости от времени пребывания в детском доме. Самооценка, тревожность и социометрический статус подростков-воспитанников детского дома не обеспечивают их полноценную адаптацию к условиям детского дома и за его пределами. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, и подростки, воспитывающиеся в семье, живут в одном обществе и учатся в одних и тех же школах, но их социализация и интеграция в коллектив сверстников происходит по-разному. Проблема исследования заключается в выявлении особенностей проявления личностных качеств и социометрического статуса у воспитанников детского дома в зависимости от времени пребывания в учреждении. Цель исследования - изучить особенности личностных качеств и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома. Объектом исследования являются психологические особенности подростков-воспитанников детского дома. Предмет исследования - особенности проявления личностных качеств у подростков-воспитанников детского дома. Гипотезой исследования является предположение о том, что своеобразие социальной ситуации определяет особенности личностных качеств и социометрического статуса воспитанников детского дома, которые могут затруднять процесс социализации. Частная гипотеза состоит в том, что время пребывания в детском доме может являться фактором, оказывающим положительное влияние на развитие личностных качеств и социометрический статус воспитанников детского дома в условиях социально- педагогической поддержки. Цель и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач: Провести теоретический анализ психологических исследований изучения личностных особенностей (самооценки, тревожности) и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома в зарубежной и отечественной психологии с целью выявления степени изученности проблемы, подходов к описанию особенностей социальной ситуации воспитанников детского дома, а также выбора адекватных методов и методик исследования. Изучить и сравнить особенности личностных качеств (самооценки, тревожности) и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье. Выделить факторы, оказывающие влияние на развитие личностных качеств и социометрический статус подростков-воспитанников детского дома. Разработать психокоррекционную программу по формированию навыков взаимодействия для подростков, воспитывающихся в детском доме, и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: - теоретический анализ психологической литературы, включенное наблюдение, изучение индивидуальных карт развития подростков, методы математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента). Теоретическая значимость работы представлена материалами исследования, дополняющими знания об особенностях личности подростков- воспитанников детского дома в педагогической психологии. Обосновано положение о том, что личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обусловлены специфической социальной ситуацией их пребывания в детском доме. Уточнена динамика показателей личностного развития воспитанников детского дома от младшего к старшему подростковому возрасту, которая имеет свои положительные и отрицательные проявления в условиях психолого-педагогической поддержки. Полученные в исследовании данные о том, что время пребывания в детском доме оказывает положительное влияние на развитие отдельных личностных качеств и социометрический статус, расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших и старших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности динамики личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы детских домов и школ-интернатов, при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в интернатных учреждениях и в постинтернатный период. Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретический анализ исследований особенностей развития личности подростков……………………………………………………………………………6 1.1. Социальная ситуация как фактор формирования личности подростка……..6 1.2. Социальная ситуация развития подростков в условиях детского дома…....17 1.3 Факторы, влияющие на личностное развитие подростков- воспитанников детского дома……………………………………………………………………….30 Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей подростков-воспитанников детского дома……………………………………………………………………….42 2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………………42 2.2. Результаты изучения тревожности, самооценки и социометрического статуса у подростков-воспитанников детского дома…………………………….45 2.3 Анализ результатов, полученных при эмпирическом изучении особенностей личности подростков-воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье…………………………………………………………56 Глава 3. Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………….63 3.1. Особенности работы психолога с детьми-сиротами………………………...63 3.2.Психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для подростков-воспитанников детского дома ……………….66 3.3 Рекомендации по использованию психокоррекционной программы для педагогов, психологов, воспитателей, работающих с детьми – сиротами……..73 Заключение………………………………………………………………………….80 Список использованной литературы……………………………………………...84 Приложение…………………………………………………………………………89
Список литературы

1. Айзенк X. Психологические теории тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. - С. 224-247. 2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-пресс. 2001. - С. 391-412. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. - С. 416. 4. Анисимова И.В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях. // Социальные проблемы сиротства: Сб.ст. / Отв. ред. И.Ф. Дементьева. - М.: ИС, 1992. - С.45-62. 5. Бандура А. Теория социального научения. - СПб., 2001.- С.49. 6. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. - М.: ТОО «Симе», 1995.-С.78. 7. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьника. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -С. 64. 8. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76. 9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: МГУ. - 1985.-С.94. 10. Гоголева А.В.Беспризорность: социально-психологический и педагогический аспекты.Российская академия образования.-М, Воронеж: МОДЭК: МПСИ.-2004.464с. 11. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. // Психологический журнал - 1994- № 2. - С. 57-65. 12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - С.544. 13. Дармодехин С.В. Семья и государство // Педагогика. - 1999. - № 1. - С. 3-9. 14. Дебесс М. Подросток. - СПб.: Питер, 2004.-С.77. 15. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: Современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства: Сб. ст. / Отв. ред. И.Ф. Дементьева. -М.: ИС, 1992. - С. 5-19. 16. Дети социального риска и их воспитание. / Под ред. J1.M. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.-С.77-83. 17. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1993.- С.195. 18. Запорожец A.B. Психология действия. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -С. 736 . 19. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям). СПб.: Респекс, 1995.-С.69. 20. Захарова A.B., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой.-М., 1982.-С. 152-156. 21. Иванников В.А. Программа «Дети-сироты»: итоги и задачи. // Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения. - Белгород, 2002. - С. 57-62. 22. Изард К.Е. Психология эмоций.-СПб.: Питер, 1999.-С.129-134. 23. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. - Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1990.-С.36-37. 24. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983. - С. 367. 25. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.- С.65-67. 26. Ковалев C.B. Психология современной семьи. - M.: Просвещение, 1988.-С.65. 27. Лавров О.В., Нечаев A.B. Возможные механизмы рефлексии и их роль в творческой деятельности // Интеллектуальные системы и творчество. - Новосиб., 1990.-С.56-61. 28. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. - М., 1970.-С.72. 29. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - С. 334. 30. Майерс Д. Социальная психология. - М., 1998.-С.215. 31. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование, 1998, №2. -С. 122-124. 32. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. -М., 1976. - С. 105. 33. Наумова Н.М. Исследование структуры самоотношения подростков и ее психологическая коррекция. - Калуга, 1999. - С. 104. 34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.-С. 659. 35. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. - М. 1989. - С. 19-26. 36. Платонов К.К. Словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984-С. 123. 37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. Питер, 2000.-С.65. 38. Раттер М. Помощь трудным детям / Ред. A.C. Спиваковской. - М.: Прогресс, 1987.-С.74. 39. Реан A.A. Психология изучения личности. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- 1999.-С. 288. 40. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: Изд-во института психотерапии. 2005.- С.219.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ исследований особенностей развития личности подростков 1. 1. Социальная ситуация как фактор формирования личности подростка В психолого-педагогической литературе подростковый возраст обозначают как «трудный», «критический», «конфликтный», при этом существует мнение, что причины кризиса - в физиологических изменениях подростков, поэтому часто дается узкое определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание. Однако в работах отечественных психологов Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывают влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние опосредованно отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми; во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [28]. Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии кризиса в развития подростка: «локально - капризная», характеризующаяся тем, что устремления подростка проявляются в потребности признания со стороны взрослых его важности и значения через решение частных задач (поэтому она локальная) и преобладают в этот период ситуативно-обусловленные эмоции (капризная). К тому же эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности по- разному проявляется у разных подростков, отражаясь в мотивационных структурах (так, подростки стараются получить признание самого факта их взросления). Возрастающее стремление подростков к самостоятельности основывается на понимании ими важности выражения конкретных задач и социально-одобряемых деяний, хотя и часто без осознания степени их значимости; «право-значимая», когда подросток уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений и у него появляется потребность в общественном признании, происходит освоение обязанностей, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен»; «утверждающе-действительная», когда у подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, ведет к созданию собственной социальной приобщённости, обостряя потребность в самоопределении, самореализации [24]. Подростковый период (пубертатный период) знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости, периодом становление «Я» с обретением новой социальной позиции. Основное противоречие подросткового возраста — противоречие между стремлением казаться и неумением «быть взрослым», между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых - возникают многочисленные конфликты, отрицательно влияющие на формирование эмоциональной и когнитивной сферы. К трудностям подросткового возраста относят: повышенную возбудимость, ипохондрические реакции, эффективность, острая реакция на обиду, повышенную критичность по отношению к взрослым [23]. Подростковый возраст является сложным, противоречивым этапом становления личности, сопровождаемым качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях, происходят глубокие телесные изменения, меняется характер мышления, осваивается новый социальный опыт, расширяются и усложняются общественные отношения с другими людьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg