Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ

natati2016 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
Актуальность темы нашего исследования обосновывалась влиянием изложения на развитие речи младших школьников. Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических спо-собностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отноше¬нию к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в слово¬образованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.
Введение

Актуальность темы исследования. Развитие речи – одна из важнейших задач начального обучения родному языку, так как речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В целом развитие речи – это и есть работа над речевой культурой учащихся в ее устной и письменной форме. Вместе с развитием речи развивается и мышление учащихся. В настоящее время школа ставит перед собой цель повысить уровень нравственного воспитания учащихся, подготовить детей к активному участию в жизнедеятельности, что обязательно предполагает владение языком как средством общения, развитие у школьников коммуникативных умений и навыков. Уроки развития речи обладают огромными возможностями формирования личности. Учитель должен четко направить ребенка на творческую деятельность, вовлечь в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и заинтересовать его. Результатом правильной работы учителя является в конечном итоге высокий уровень речевой мотивированности детей. Важную роль в развитии письменной речи играют изложения. Термин изложение имеет узкое и широкое значение. В узком смысле слова это один из приемов развития связной письменной речи учащихся, умения логически и грамматически правильно, без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие письма и излагать его содержание. В широком понимании изложение - это передача содержания виденного кинофильма, прочитанного произведения, содержания беседы с товарищем, прочитанного отрывка и т.д. В основе изложений лежит подражание образцу. Поэтому изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. Все вышеизложенное позволило нам определить тему курсовой работы: «Изложения в системе развития связной речи младших школьников» Цель исследования: изучение развития связной речи младших школьников процессе обучения изложению. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования; 2. Раскрыть проблему развития речи младших школьников в психолого-педагогической литературе; 3. Изучить изложение как средство развития связной речи младших школьников; 3. Выявить особенности методики обучения изложению и его проведения в начальной школе; 4. Разработать и апробировать изложения и задания по развитию связной речи в 4 классе. Объект исследования: связная речь младших школьников. Предмет исследования: развитие связной речи младших школьников в процессе обучения написанию изложения. Теоретическая значимость: данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе с учащимися по русскому языку. Практическая значимость: материалы опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов. Структура и объём курсовой работы состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 25 источников. Общий объем работы 50 страниц компьютерного набора
Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 1.1. Проблема развития речи младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………..5 1.2. Изложение как средство развития связной речи младших школьников……………………………………………………………………13 Выводы …………………………………………………………………19 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 2.1. Методика обучения изложению и его проведения в начальной школе…………………………………………………………………..…..….20 2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи младших школьников в процессе обучения изложению …………………26 Выводы…………………………………………………………….........35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………..........................36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....38 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….40
Список литературы

1. Айвазян О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов. Частные методики и технологии обучения. – М.: Просвещение, 2013. – С. 5 2. Андрюхова Л. Л., Шевердина Н. А. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) / Серия «Книга для учителя». – Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 320 с. 3. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М.: Педагогика, 1941. - 54 с. 4. Воскресенская А. И., Закожурникова М. Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Просвещение, 1946 5. Есенина С. А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007. – 464 с. 6. 3акожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в на¬чальной школе. – М.: Просвещение, 1953. - с. 5 7. Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. 5-е изд. – Л., 1955. – 379 с. 8. Корф Н. А. Русская начальная школа. Спб., 1870, с. 211.1 Вахтеров В. П. На первой ступени обучения. – М.: Педагогика, 1903 9. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982 10. Лобчук Е. И. Устное и письменное изложение: совет методиста // Начальная школа. – 2012. – №?7. – С. 30–33. 11. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с. 12. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 1984. - №?3. – С. 32 – 35. 13. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. –125с. 14. Позднеева С. Пишем изложение с удовольствием // Начальная школа. – 2012. – №6. – С. 4-7 15. Полухина, Е.А. Активное слушание в обучении изложению // Начальная школа. - 2002. - №2. - С. 23-25. 16. Редозубов С. П. Методика русского языка для начальной школы. – М.: Просвещение, 1947. – с. 213. 17. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной шко¬ле. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1964 18. Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. - Пг., 1917, с. 183 19. Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. 14-е изд. – М.: Педагогика, 1914. – с. 7
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 1.1. Проблема развития речи младших школьников в психолого-педагогической литературе 1. Разработка методических вопросов развития речи началась в России во второй половине XIX в. В своей книге «О преподавании оте-чественного языка» Ф. И. Буслаев впервые в русской педагогической литературе поставил вопрос о том, что начинать обучение русскому языку следует с раз¬вития речи ребенка. «Первое дело,- писал Буслаев,- в обла¬сти преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись ему не одни сами по себе, но постоянно в органиче-ской связи с мыслью, ими выраженной» [3, с. 54]. Сначала практическое усвоение языка, а затем уже изучение правил грамматики - таков путь преподавания русского языка. В 70-х годах XIX в. появляются капитальные педагогиче¬ские труды К.Д.Ушинского, который разработал, как извест¬но, систему начального обучения родному языку. Ушинский предлагает целый ряд словарных, логических и стилистических упражнений, способствующих привитию навыка грамотного письма и развитию речи. Ушинский связывает их главным обра¬зом с чтением. В первых двух книгах «Родного слова», составленных Ушинским в качестве учебника русского языка для на¬чальной школы, предусмотрены различные виды упражнений по правописанию и развитию речи. В «Родном слове» довольно много заданий по классификации предметов». Снача¬ла дети классифицируют учебные вещи и игрушки, мебель и посуду, кушанья и напитки. Затем задания усложняются: клас¬сифицируются рыбы, гады и насекомые; растения, хлебные и огородные; ягоды и плоды. Наконец, требуется расклассифи¬цировать такие «предметы», как меры времени, длины, тяже¬сти; классифицируются не только предметы, но и части пред¬метов, при этом довольно далеких друг от друга, например: «части дома, экипажа, колеса, растения, животного». Даны в книгах Ушинского и упражнения типа ответов на вопросы: «Что чем делают? Топором рубят, а пилой?.. Что делают пером? сохой?.. Кто что делает? Что делает учитель?., земледелец?..», упражнения, требующие от детей полных ответов на вопросы. В других упражнениях требуется только сравнить отдельные предметы между собой (например! «Что такое железо и что такое золото?»). Во второй книге «Родного слова» задания усложня¬ются: от учащихся требуется составить предложения по ана¬логии с теми предложениями, которые они читали в статье; дан ряд заданий на сравнение («Такая ли ваша классная до¬ска? Сравните...» и т. п.). Отвечая на вопросы после прочтения отдельных статей в «Родном слове», дети учатся рассказывать в последовательном порядке о событиях, явлениях, сравнивать предметы между со¬бой, давая им характеристику. Наконец, дети учатся давать связные описания. После статьи «Ивановский червячок» им да¬но задание описать светлячка, рассказать о его превращениях. Методическая система К.Д. Ушинского оказала большое влияние на преподавание русского языка в начальной школе, и в частности на постановку работы по развитию речи. Одним из продолжателей К.Д. Ушинского в области раз¬вития речи учащихся был Н.А. Корф. В книге «Русская на¬чальная школа» он ставит вопрос о том, каким методом наи¬более рационально, в кратчайший срок научить крестьянских детей практическому владению русским языком. Этот путь Корф находит в развитии речи учащихся. После трех месяцев учебы в школе ученики, по его мнению, «уже в силах передать своими словами на бумаге содержание легонькой сказочки, рассказанной им учителем в классе» [8, с. 211]. Такую работу Корф на¬зывает сочинением. Большое значение указанным вопросам придавал видный методист конца XIX столетия, последователь К. Д. Ушинско¬го - Н. Ф. Бунаков. Он считал, что основная задача начальной школы - развивать у учащихся умение толково излагать устно и письменно то, о чем они прочитали в статье, узнали из жиз¬ни или классных бесед. В своей учебной книге «Живое слово» (1872) Бунаков поместил, наряду со статьями, рассказами и стихами для чтения, «словесные упражнения» (устные или письменные), планы для сочинений на темы прочитанного или по методу прочитанного. Вопрос о связи орфографических занятий с работой по раз¬витию речи и мышления учащихся начальной школы поставил В. П. Вахтеров. Он сам проводил в Тверской фабричной школе в 1897 г. опытное обучение детей русскому языку, в результате которого пришел к выводу о большой пользе так называемых самостоятельных письменных упражнений. Вахтеров уже в на¬чальный период обучения предлагает много видов упражнений, «подготавливающих к изложению мыслей на бумаге» [4, с. 315.]. Итогом всего в процессе обучения русскому языку Вахтеров считает самостоятельное и в то же время грамотное письменное изло¬жение учащимися своих мыслей. Один из видных методистов конца прошлого и начала ны¬нешнего века Д.И. Тихомиров свои мысли о развитии речи учащихся изложил в книгах: «Опыт плана и конспекта»[19, с. 4] и «Че¬му и как учить на уроках родного языка в начальной школе» [19, с. 7]. Язык, по его мнению, «служит выражением образов, представ¬лений, понятий, мыслей, идей, выражением и обозначением все¬го» того, что воспринято, что существует в душе человека».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg