Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

natati2016 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
Связная монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение связной монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Связная монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Перед дошкольниками ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что-то слушающим. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Поэтому о монологе принято говорить, что он контекстен, в отличие от диалога и полилога, которые находятся в теснейшей зависимости от ситуации.
Введение

Актуальность. К моменту выпуска из детского сада ребенку необходимо достигнуть определенного уровня речевой активности, овладеть словарем и грамматическим строем речи, что определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью в среднем и старшем дошкольном возрасте, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов в устной и письменной речи. Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который многократно усложняется. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы. Вторичные отклонения в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). При формировании связной речи у детей важно использовать специальные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у них развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, которая способствует порождению речевого акта. Разновидностью наглядного средства выступает моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась Л. С. Выготским, указывающим на важность последовательного построения высказывания, его звеньев. О влиянии творческого рассказывания на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, дети практически усваивают основные правила грамматики родного языка и пользуются ими в устной речи. Развитие связной монологической речи рассматривается как центральная задача. В процессе творческого рассказывания у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность и связность. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении собственных загадок, сказок, стихов). Творческое рассказывание раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в творческом рассказе. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать творческое рассказывание как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. К сожалению, педагоги не всегда используют возможности творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Этим и обусловлен выбор выпускной квалификационной работы. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие. Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения. Объект исследования – развитие связной монологическойречи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, была определена цель исследования: выявить влияние творческого рассказывания на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста на основе творческого пересказывания. 2. Подобрать методики и осуществить диагностику, направленную на изучениесвязной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать серию занятий, направленных на развитие связной монологическойречи детей старшего дошкольного возраста на основе творческого рассказывания. 4. Выявить результативность проведенной работы. Гипотеза исследования: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при систематическом включении творческого рассказывания в целостный педагогический процесс. Для решения поставленных задач были использованы следующие исследовательские методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, беседа по методикам изучения связной речи детей О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Структура работы: работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 1.1 Сущность понятий «связная речь» и «монологическая речь»……………..6 1.2. Специфика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...13 1.3 Методы и средства развития связной монологической речи старших дошкольников…………………………………………………………………...16 ГЛАВА 2. Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста 2.1 Роль творческого рассказывания в развитии связной речи старших дошкольников……………………………………………………………………22 2.2 Рассказывание по картине как способ развития связной монологической речи старших дошкольников……………………………………………………29 ГЛАВА 3. Опытно – экспериментальная работа по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческого рассказывания 3.1 Изучение уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...38 3.2 Опытная работа по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения творческому рассказыванию…………………………………………………………………...43 3.3 Сравнительный анализ результатов проведенной работы………………..51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….58 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61
Список литературы

1. Агафонова Е. В. Роль творческого рассказывания в развитии связной речи детей [Текст] / Е. В. Агафонова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2013 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. — С. 122–125. — ISBN 978-5-906626-03-5. 2. Айзман, Р.И. Подготовка ребёнка к школе [Текст] / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова.- М., Наука ,2011 3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб.заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М., Издательский центр "Академия", 2012 4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова.-М., Мозаика-Синтез,2012 5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие /А.М.Бородич.-М.,Просвещение 1981 6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ А.М.Бородич.- М., Просвещение, 2011 7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А.Волкова.- М., Просвещение, 2012 8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: Собрание сочинений / Л.С. Выготский.- М.,2012 9. Гамезо, М.В. Психология [Текст] / М.В.Гамезо, И.А.Домашенко.- М., Просвещение, 2011 10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева,О.С.Ушакова.- М.,2011 11. Гербова,В. Развитие речи на занятиях с использование сюжетных картинок [Текст]: Дошкольное воспитание /В.Гербова.-М.,2012 12. Глухов, В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с ОНР [Текст] / В.П.Глухов.- М., АРКТИ, 2011 13. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию монологической речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] :Дефектология / В.П.Глухов.- М.,2011 14. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] /А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева.- М.,Флинта,2013 15. Детская речь [Текст] /Под ред. Н.А.Рыбникова.- М., Просвещение, 2012 16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н.Ефименкова.- М., 2013 17. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь [Текст]: Нарушение речи у дошкольников / Н.И.Жинкин.-М., 2011 18. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] : Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М., 2013 19. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : Пособие для логопедов / Под ред. В.И Селиверстова.- М., Просвещение, 2010 20. Каше, Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи [Текст] / Г.А.Каше.- М.,2005
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятий «связная речь» и «монологическая речь» Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи. Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн. Речь имеет свои свойства: • содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности; • понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения; • выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может • быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной); • бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Речь выполняет определенные функции: • выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой — выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения; • воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию; • обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия; • сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. [39] Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. [40, с.5-7] В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg