Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия развитие быстроты на уроках физической культуры школьников 8-9 лет

natati2016 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
В настоящее время, когда проблема здоровья ребенка становится государственной, проводимая в стране школьная реформа, предлагает конкретные пути ее решения в условиях школьного обучения. Так, А.А. Гужаловский, например, отмечал, что очень важно не упус-кать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Именно в эти периоды, считает А.А. Гужаловский, работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект. Его исследования показали, что наиболее высокие темпы прироста, в целом по всем умениям, навыкам, качествам, наблюдаются в младшем школьном возрасте.
Введение

Актуальность. В общей системе всестороннего развития человека фи-зическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Об этом в своих работах отмечают врачи, психологи и педагоги. Они отмечают важность решения этой проблемы, особенно в развитии и воспитании ребенка. В настоящее время, когда проблема здоровья ребенка становится государственной, проводимая в стране школьная реформа, предлагает конкретные пути ее решения в условиях школьного обучения. Так, А.А. Гужаловский, например, отмечал, что очень важно не упус-кать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных двигательных качеств. Именно в эти периоды, считает А.А. Гужаловский, работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект. Его исследования показали, что наиболее высокие темпы прироста, в целом по всем умениям, навыкам, качествам, наблюдаются в младшем школьном возрасте. Специалисты теории и практики физического воспитания: Ж.К. Холо-дов, В.С. Кузнецов, В.И. Лях, которые занимались организацией школьного физического воспитания, отмечали в своих исследованиях, что одним из важнейших физических качеств человека является быстрота. Они характеризовали ее – как способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Они подчеркивали, что это двигательное качество должно развиваться на протяжении всей активной жизни человека и поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе. Актуальность проблемы обусловлена и тем, что быстроту с давних пор особо выделяют в ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени. К ней относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуа-циях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непо-средственно зависят скоростные характеристики движений; в-третьих, условия в которых проходит процесс обучения. Н.А. Бернштейн, например, отмечает, что в возрасте 8-10 лет имеются благоприятные возможности для воспитания быстроты движений, особенно путем увеличения их частоты и темпа бега. В этом возрастном диапазоне значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений. По его мнению, происходит созревание двигательного анализатора, оформление важнейших локомоторных актов бега. Все это свидетельствует о необходимости начинать воспитывать быстроту уже в этом возрастном периоде. Л.П. Матвеев, в своих работах, также говорит, что повышенная возбудимость и лабильность нервных процессов в детском возрасте благоприятная предпо¬сылка для воспитания быстроты двигательной реакции и быстроты движений. Вместе с тем невысокая степень развития силы и вынос¬ливости у младших школьников, по его мнению, ограничивает у них скоростно-силовые проявления и скорость в упражнениях циклического харак¬тера. Учитывая это, при воспитании быстроты в младшем (особен¬но) и среднем школьном возрасте воздействуют преимущественно на такие скоростные способности, как быстрота двигательной реакции, быстрота отдельных движений и способность увеличивать в короткое время темп движений, не осложненных отягощениями. Этой точки зрения придерживаются А.А. Гужаловский, Ю.Ф. Курам-шин и В.П. Филин. По мнению Б.А. Ашмарина, быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач, успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач диктует соблюдение двух методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия, а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма. При этом уместна точка зрения Б.Ф. Вашляева, И.Р. Вашляевой и М.Г. Фарафонтова, которая касается спортивной деятельности, но вполне актуальна и для занятий физическими упражнениями на школьном уроке физической культуры. Они считают, что эффект от занятий физическими упражнениями их тренировочным воздействием определяется «сочетанием тренировочных средств и способов их применения». При этом, как отмечают специалисты, тренер (учитель физической культуры) должен не только знать какие воздействия вызывают физические упражнения в организме занимающегося, но и «уметь отслеживать влияние на человека выбранных нагрузок и осуществлять их обязательную динамику и коррекцию». Многочисленными исследованиями и работами большинства специалистов в настоящее время создана отечественная школа физического развития ребенка, разработаны методические рекомендации, методика и определены средства развития быстроты на всем периоде школьного обучения ребенка. Несмотря на разработанность проблемы и ее решения в условиях школьного обучения, на практике имеют место противоречия, которые проявляются: - в недостаточной материальной базе общеобразовательных школ для проведения занятий легкой атлетики; - нехватка инвентаря, тренажеров и тренажерных устройств, для проведения школьных уроков легкой атлетике; - имеющими, отклонениями в физическом развитии и двигательной подготовленности младших школьников; - снижением двигательной активности младших школьников при поступлении в школу; - недостаточной разработанностью и практической реализацией индивидуальной работы со школьниками в первые годы обучения с учетом педагогических условий организации физического воспитания в начальной школе. Все вышеперечисленное позволило не только обозначить проблему, но и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Педагогические условия развития быстроты на уроках физической культуры школьников 8-9 лет». Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия развития быстроты у школьников 8-9 лет на уроках физической культуры. На основании анализа научно-методической литературы и обобщения своего опыта, полученного в период педагогической практики в школе, сформулирована гипотеза исследования: - предполагается наличие зависимости между уровнем двигательной активности младших школьников и проявлением быстроты, как двигательного качества; - для регуляции двигательной активности, развития быстроты и повы-шения двигательной подготовленности младших школьников предполагается необходимость использования комплексов физических упражнений, как педагогического условия в повышении не только уровня развития и проявления быстроты у школьников 8-9 лет, но влияющих на уровень их двигательной подготовленности; - вероятно, что эффективность в развитии быстроты у младших школьников на уроках физической культуры возможна при условии широкого использования подвижных игр, в содержание которых включены двигательные действия, выполняемые за короткое время. В соответствии с гипотезой определены цель и задачи исследования. Цель исследования: определить и обосновать педагогические условия эффективного использования на школьном уроке физической культуры комплексов упражнений и подвижных игр для развития быстроты у школьников 8-9 лет. Задачи исследования: 1. Изучить и провести анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить объем и содержание физических упражнений и подвижных игр в развитии быстроты на уроке физической культуры младших школьников. 3. Разработать комплексы упражнений и подвижных игр для развития быстроты у школьников 8-9 лет в условиях школьного урока физической культуры. 4. Экспериментально проверить эффективность предложенной технологии проведения подвижных игр и игровых упражнений в условиях школьного урока физической культуры у младших школьников. Методологическую основу исследования составили: - систематизированный подход к изучению, обучению и воспитанию младших школьников (комплексы упражнений для развития быстроты на уроках физической культуры школьников 8-9 лет, Б.А. Ашмарин, А.А. Гужаловский, А.В. Кенеман); - учение о физическом развитии и двигательной активности младших школьников (В.И. Коваленко, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Лях); - концепция педагогического мониторинга (А.С. Белкин, Л.А. Семе-нов); - положения теории и методики физического воспитания младшего школьника (Л.И. Пензулаева, Г.Ю. Фокин); - теория игры и игровой деятельности (Л.С. Выготский, Л.И. Пензулаева, В.А. Оливова). Практическая значимость исследования: 1. Апробирована разработанная технология составления комплексов физических упражнений используемых на школьном уроке легкой атлетики для воспитания скоростных способностей младших школьников. 2. Систематизировано содержание мониторингового обследования, позволяющее оценивать характер изменений двигательной подготовленности младших школьников в период школьного обучения. 3. Разработана и апробирована методика использования в школьном уроке физической культуры специальных комплексов и подвижных игр, направленных на развитие быстроты, которая поможет мне, как специалисту, реализовать ее в своей практической работе в общеобразовательной школе. 4. Результаты исследования могут быть адресованы моим товарищам по обучению в институте физической культуры и старшим коллегам для повышения мотивации младших школьников занятиями физическими упражнениями не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Выявлена зависимость между двигательной активностью младших школьников и уровнем проявления ими быстроты при выполнении физических упражнений. 2. В дополнении к традиционному проведению школьного урока физической культуры, предлагаемая нами методика комплексов физических упражнений со скоростной направленностью, будет влиять на уровень двигательной подготовленности школьников 8-9 лет. 3. Разработанные нами комплексы физических упражнений для развития быстроты можно применять во всех частях с учетом педагогических условий проведения школьного урока физической культуры. Мы выражаем глубокую признательность дирекции школы, учителям физической культуры за понимание нашей работы и методическую помощь в организации и проведении эксперимента. Мы благодарим школьников второго класса, которые с пониманием и со всей ответственностью приняли участие в нашей работе. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (58 источников), приложений. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована 3-мя рисунками и 11-ю таблицами.
Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3 Глава 1. Быстрота как одна из составляющих двигательной активности школьника на уроках физической культуры…………………………………………………….. 10 1.1. Понятие «быстрота», «скоростные способности» в теории и методике физического воспитания……………………… 10 1.1.2. Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания……………………………………… 13 1.2. Особенности проявления быстроты школьниками 8-9 лет……………………………………………………………… 16 1.3. Средства и методы развития быстроты на уроках физической культуры………………………………………… 19 1.3.1. Средства развития быстроты………………………………… 19 1.3.2. Методы развития быстроты на школьном уроке физической культуры………………………………………… 23 1.4. Критерии оценки развития быстроты у младших школьников 8-9 лет……………………………... 26 Глава 2. Методы и организация исследования ……………………. 29 2.1. Методы исследования ……………………………………….. 29 2.2. Организация исследования ………………………………….. 32 Глава 3. Педагогические условия развития быстроты на уроках физической культуры школьников 8-9 лет …………….. 35 3.1. Характеристика участников эксперимента ………………… 35 3.2. Результаты констатирующего эксперимента ………………. 36 3.3. Проведение поискового эксперимента………………………. 40 3.4. Результаты поискового эксперимента по развитию быстроты у младших школьников на уроке физической культуры …………………………………………………………………. 45 3.5. Педагогические условия проведения комплексов физических упражнений для развития быстроты на уроке физической культуры……………………………… 50 Заключение ………………………………………………………………… 52 Библиографический список……………………………………………... 55 Приложения……………………………………………………………….. 60
Список литературы

1. Антропова, М. В. Морфофункциональное созревание основных фи-зиологических систем организма детей школьного возраста [Текст] / М. В. Антропова, М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 2003.–148 с. 2. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст] / И. А. Аршавский. – М. , 1982. – 235 с. 3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – 114 c. 4. Белкин, А. С. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь) [Текст] / А. С. Белкин, Н. И. Бараховская и др. – Екатеринбург : Свердл. Гос. Пед. ин-т, 1977. – 29 с. 5. Бернштейн, Н. А. О построении движения [текст] /Н. А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947.- 255с 6. Бутенко, Б. И. О путях развития быстроты. Теория и практика физической культуры [Текст] / Б. И. Бутенко. – М. , 1968. – № 4. – 11 с. 7. Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Ю. Н. Вавилов. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 80 с. 8. Вайнбаум, Я. С. Дозировка физических нагрузок школьников [Текст] / Я. С. Вайнбаум. – М. : Просвещение, 1991. – 95 с. 9. Вашляев, Б.Ф. Конструирование тренировочных воздействий [Текст] : учеб. пособие / Б.Ф. Вашляев, И.Р. Вашляева, М.Г. Фарафонтов. - Екатеринбург : [б. и.], 2006. - 166 с. 10. Верхошанский, Ю. В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки [текст] / Теория и практика физ. культуры. –1998. – № 2. – C. 123 11. Виленский, М. Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физкультуре в вузе [текст] / М. Я. Виленский, В. В. Черняев. – Физическая культура: ВОТ. – 2004. – № 3. – С.2-6. 12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгот-ский; В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с. 13. Герейда, В. Н. Научить быть здоровым [Текст] / В. Н. Герейда. –Начальная школа. – 2000. – 99 с. 14. Годик, М. А. О методике тестирования физического состояния детей [текст]/ М. А. Годик. – Теория и практика физ.культуры. – 1973. – № 8.– C. 32-34. 15. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников [текст] / А. А. Гужаловский. – М : Просвящение. – 1990. – 287 с. 16. Доскин, В. А. Биологические ритмы растущего организма [Текст] / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджин. – М. : Медицина, 1989. – 126 с. 17. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] : учебное пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. – 264 с. 18. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) [Текст] / В. М. Зациорский. – М. , 1966. – 246 с. 19. Зиановский, Ю. Ф. К здоровью без лекарств [Текст] / Ю. Ф. Зиановский. – М. , 1990. – 159 с. 20. Зимкин Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости: Очерки по физиологии движений [текст] / Н. В. Зимкин. – М. : Физическая культура и спорт, 1956. – 206 с. 21. Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. [Текст] / Е. А. Каралашвили. – М. : Творческий центр Сфера, 2001. – 64 с. 22. Карасев, А. В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [текст] / А. В. Карасев. – М.: Лептос. – 1994. - 368 с. 23. Кенеман, А. В. Физическая подготовка детей младшего школьного возраста [Текст] / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с. 24. Кирпичев, В. И. Физиология и гигиена младшего школьника. 1-4 класс [Текст] / И. В. Кирпичев. – М. – 2002. – 144 с. 25. Ковалько, В. И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток [Текст] / В. И. Ковалько. – М. , 2006. – 512 с. 26. Коробков, А. В. Физическое воспитание [Текст] \ А. В. Коробков, В. А. Масляков. – М.: Высш. Школа. – 2005. – 212 с. 27. Кузнецова, В. И. Развитие двигательных качеств школьника [Текст] / В. И. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1967. – 211 с. 28. Кузнецов, В. С. Прикладная физическая подготовка 10-11 классы [Текст] / В. С. Кузнецов. – М. : Владос, 2003. – 184 с. 29. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе [текст] / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 272 с. 30. Купчинов, Р. И. Физическое воспитание [Текст] / Р. И. Купчинов. – М. : Педагогика, 2006. – 243 с. 31. Курамшин, Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. – Л. : ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1991. – 59 с. 32. Лайзане, С. Я. Физическая культура для малышей [Текст] / С. Я. Лайзане. – М. : Просвещение, 2000 – 284 с. 33. Ланда, Б. Х. методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – Москва: Советский спорт, 2004. – 192 с. 34. Литвинов, П. В. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов [Текст] / П. В.Литвинов. – М. : Просвещение, 2001. – 80 с. 35. Лобачев, В. С. Физические упражнения для развития мышц задней поверхности бедра. Учебно-методическое пособие [Текст] / В.С. Лобачев. – М. : Советский спорт, 2007. – 120 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Быстрота как одна из составляющих двигательной активности школьника на уроках физической культуры 1.1. Понятие «быстрота», «скоростные способности» в теории и методике физического воспитания По мнению А.С. Солодкова быстрота – «это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты» [51, c. 347]. В естественных условиях и спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами [7; 16; 57]. С точки зрения психологии, быстрота — «это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения» [10, с. 479]. Б.А. Ашмарин, под быстротой понимает «единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата , человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время» [3, с. 114]. По словам В.П. Филина, «Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее». [55, с.118]. Между этими формами, как считает Б.А. Ашмарин, «нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений и наоборот» [3, с. 147]. «Простая реакция — это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал». Этой точки зрения придерживается И.А. Аршавский [2, с. 18]. Ю.В. Верхошанский считает, что «реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, противника или окружающей обстановки. Это гораздо более сложный тип реакции» [10, с. 24]. Быстрота двигательной реакции, по мнению А.В. Карасева, оценивается латентными временем реагирования. «Латентный период и его время определяется максимально быстрым ответным движением на раздражитель, причем движение должно быть минимальной амплитуды. Распространение звуковой волны, трансформация механических колебаний в первый импульс, поиск адреса команды, проведение первого импульса и развертывание активной деятельности мышечных волокон – такого упрощенное содержание латентного периода двигательной реакции» [22, с. 14]. Быстрота движения зависит и от скорости мышечного сокращения. Из работы В.П. Филина известно, «что наибольшая лабильность нервно – мышечного аппарата – это проведение наибольшего или максимально возможного числа импульсов в единицу времени. Лабильность нервно – мышечного аппарата определяет быстроту одиночного движения» [55, с. 57]. Быстрые движения, совершаемые при выполнении различных физических упражнений, считает Б.А. Ашмарин, «представляют собой проявление высокой степени координации деятельности нервных центров. Это координация складывается условно – рефлекторными путем» [3, с. 87].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
150 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
190 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg