Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

natati2016 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 05.02.2018
В процессе подготовки спортсменов высокой квалификации, как и в любой созидательной деятельности человека, можно условно выделить три взаимосвя¬занных составляющих: планирование процесса, его реализацию и контроль за ходом подготовки. Определять структуру процесса подго¬товки — значит предвидеть, как будет раз¬вертываться построенный процесс во вре¬мени. Принципиальное значение при этом имеет выбор временных интервалов, в рас¬чете на которые ведется конкретное плани¬рование (Л.ГГМатвеев, 1988). Процесс построения спортивной под¬готовки имеет и свои противоречия: чем длиннее намечаемый интервал времени, чем на большие сроки рассчитывается план, тем труднее предвидеть, какими бу-дут конкретные черты планируемого про¬цесса в действительности.
Введение

Актуальность темы. Спорт является одной из форм культу¬ры современного общества. Исторически он формировался как спе¬цифическая область физической культу¬ры, направленная на выявление и сравне¬ние человеческих возможностей. Поэтому основой спорта является соревновательная деятельность, т.е. регламентированное со¬перничество отдельных спортсменов или команд, упорядоченное таким образом, чтобы можно было объективно сравнивать их достижения и результаты между собой, а также с определенными эталонными по¬казателями — рекордами и высшими до¬стижениями. Однако суть спорта не сводится только к достижению спортивных результатов и их сравнению. И индивидуальная подго¬товка, и спорт в целом зависят от социаль¬ных условий, определенных целей, зна¬чимых как для всего общества, так и для отдельных его групп и личностей. В связи с этим спорт в современном обществе вы¬полняет целый ряд функций: как средство разностороннего развития, воспитания и подготовки к жизненной практике; эври¬стическую; оздоровительно-рекреатив¬ную; эстетическую; экономическую; зре¬лищную и т.д. (Н.И.Пономарев, 1974; Л.П.Матвеев, 1977). Современный спорт способствует со¬зданию атмосферы доверия и доброй воли между людьми. Очень важен для общества и сам процесс достижения высоких спор¬тивных результатов, т.е. борьба человека по преодолению времени и пространства, по¬стоянное стремление к самовыражению и самосовершенствованию. В связи с выполняемыми функциями спорт можно условно разделить на три на¬правления: базовый (в том числе школьный и профессионально-прикладной, обеспечивающий разностороннюю физическую подготовленность человека), оздорови¬тельно-рекреативный и спорт высших до¬стижений, который ориентирован на мак¬симальные спортивные результаты. Спорт высших достижений позволяет полнее познать возможности человека и в значительной мере раздвинуть их грани¬цы, добиться гармонии, расцвета духовных и физических сил. Как образцы творчества в искусстве являются гордостью нации, так и достижения спортсменов на чемпиона¬тах мира и олимпийских играх приобрета¬ют все большее значение для престижа страны, ее вклада в общечеловеческую культуру. Возрастающий объем трансляции спортивных соревнований по радио и те¬левидению, неослабевающее внимание к спорту других средств массовой информа¬ции делают спортсмена не только творцом побед и рекордов, но и своеобразным об¬щественным деятелем, выступающим пе-ред широкой аудиторией, демонстрирую¬щим свои достижения и пропагандирую¬щим определенный образ жизни, мораль¬ные черты и нормы, которые являются для широких слоев населения, особенно для молодежи, предметом подражания. В широком понимании современный спорт как многостороннее общественное явление охватывает собственно соревно¬вательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возник¬шие на основе этой деятельности, взятые в целом (Л.П.Матвеев, 1983). В соответствии с этим определением система спортивной подготовки — это процесс использования совокупности раз -личных компонентов, факторов и явлений, взаимодействующих между собой на ос¬нове определенных принципов и правил, обеспечивающих воспитание спортсменов и достижение ими наивысших результатов в избранном виде спорта. Основными, наиболее важными, ком¬понентами системы спортивной подго¬товки являются система соревнований и система тренировки, а также система фак¬торов, повышающих эффективность фун-кционирования этих двух систем: отбор и кадры, информационное, научное и меди¬ко-биологическое обеспечение, матери¬альная база, финансирование, условия внешней среды, управление и организационные структуры. Каждый компонент имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим законо¬мерностям построения, функционирова¬ния и развития системы. Функционирование системы обеспечи¬вается на всех уровнях: спортсмен, тренер, команда, спортивная школа, регион, ре¬спублика, страна. Система спортивной подготовки в Рос¬сии является достаточно сложной. Она имеет огромные пространственные рамки, охватывая практически всю территорию страны, объединяет спортивные клубы, тысячи спортивных школ, принадлежа¬щих различным ДСО и ведомствам, в ней трудится около 100 тыс. специалистов, ре¬гулярно занимаются почти 3 млн. спорт¬сменов. Велик и временной диапазон этого процесса. Так, подготовка спортсмена вы¬сокой квалификации охватывает период от 8 до 20 лет. На многолетнем пути спортивного со¬вершенствования одни задачи решает тре¬нер, другие — врач, третьи — спортивная школа, четвертые — спортивные сооруже¬ния, пятые — различные спортивные ор¬ганизации и т.д. И все-таки подготовка спортсмена — это единый процесс. При¬чем это понятие следует рассматривать с позиции «парадокса целостности», суть которого заключает в том, что целое боль¬ше суммы его частей. В условиях непре¬рывного усложнения и удорожания техно¬логических процессов подготовки спорт¬сменов роль факторов, которые придают системе спортивной подготовки целост¬ность, значительно возрастает. К таким факторам относятся прежде всего гумани¬тарные, методические и программно-нормативные основы, а также система со¬ревнований. Необходимо особо подчеркнуть, что единство процесса подготовки во многом определяется человеческим фактором, и рассматривая этот процесс во всем его многообразии, нельзя забывать, что его содержание и направленность зависят главным образом от спортсменов, трене¬ров, ученых, врачей, руководителей, об¬служивающего персонала, их заинтересо¬ванности, таланта и профессиональной компетентности. Таким образом, система подготовки спортсменов — это многофакторное явле¬ние, где компоненты, с одной стороны, имеют свое специфическое функциональ¬ное назначение, с другой — являются под-системами, вся совокупность усилий и действий которых должна быть подчинена достижению конечных целей и результа¬тов. Основным компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятель¬ности, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализирован¬ной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности за¬нимающихся. С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, особенностей каждого вида спорта создаются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемствен¬ность на мировом, национальном, регио¬нальном и местном уровне. Функции системы спортив¬ных соревнований в современном спорте исключительно широки и много¬образны: она во многом определяет содер¬жание, направленность и структуры по¬строения тренировочного процесса; явля¬ется важнейшим универсальным меха¬низмом управления подготовкой спорт¬сменов; выступает в качестве необходимо¬го инструмента контроля; оказывает зна¬чительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организо¬вать взаимодействие мировой и отечест¬венной систем спортивной подготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формиро¬вание мотивационного механизма. Эффективность функционирования системы соревнований во многом зависит от системы тренировки, которая является основной формой подготовки спортсмена. Эта система представляет собой совокуп-ность знаний по управлению спортивным совершенствованием, его построению и организации, а также практической дея¬тельностью в этой области. Все это выра¬жается в организованном тренировоч¬ном процессе, представляющем собой специализированное посредством физи¬ческих упражнений многолетнее воздей¬ствие на спортсмена с целью совершенст-вования различных качеств, умений, на¬выков и приобретения необходимых зна¬ний для достижения высших результатов в избранной спортивной дисциплине. Цель работы - раскрыть структуру спортивной тренировки, дать характеристику сторонам спортивной тренировки, нагрузке и методологическим аспектам совершенствования технико-тактического мастерства. Задачи исследования: - изучить виды спортивной подготовки, применяемых в учебно-тренировочном процессе; - дать характеристику объему и интенсивности тренировочной нагрузки; - раскрыть методические аспекты совершенствования технико-тактического мастерства. Теоретическая и практическая значимость работы. В работе раскрыты методические аспекты технической, тактической, физической, психической, интегральной подготовленности спортсменов. Дана характеристика компонентам тренировочной нагрузки, определяющие направленность и величину воздействия на организм спортсмена. Большое внимание уделено основным принципам и методам совершенствования технико-тактического мастерства и факторам, влияющим на выбор тактики тактической подготовленности.
Содержание

Введение Глава I. Виды подготовки в спорте_________________________7 I.1. Тактическая подготовленность________________________________11 I.2. Физическая подготовленность_________________________________13 I.3. Психическая подготовленность_______________________________ 14 I.4. Интегральная подготовленность______________________________ 17 I.5. Средства спортивной тренировки____________________________ 19 Глава II. Нагрузка в спортивной тренировке_______________21 II.1. Характеристика тренировочных нагрузок_____________________ 21 II.2. Компоненты тренировочной нагрузки, определяющие направленность и величину воздействия__________________________34 Глава III. Совершенствование технико-тактического мастерства__________________________________________________44 III.1. Структура и содержание технической подготовки_____________ 44 III.2. Основные принципы управления движениями________________47 III.3. Основные методики технической подготовки_________________ 53 III.4. Совершенствование тактического мастерства________________ 65 III.5. Классификация видов спорта по типу решения тактических задач__________________________________________________________ 67 III.6. Факторы, влияющие на выбор тактики и тактической подготовки_____________________________________________________ 70 III.7. Тактическая подготовка спортсмена или команды____________ 72 Заключение__________________________________________________76 Литература___________________________________________________82
Список литературы

1. Абульханов, А.Н., Шифрин А.С. Техническая подготовленность борцов греко-римского стиля в связи с изменениями правил сорев-нований // XXV научная конференция студентов и молодых ученых МГАФК: Тез. докладов. - Малаховка, 2001. - Вып. 10. - С. 100-101. 2. Абульханов, А.Н., Шифрин А.С. Техническая подготовленность борцов греко-римского стиля в связи с изменениями правил сорев-нований // XXV научная конференция студентов и молодых ученых МГАФК: тезисы докладов. - Малаховка, 2001. - Вып. 10. - С. 100-101. 3. Акопян А. О., Новиков А. А. Анализ-синтез спортивной деятельно-сти в борьбе как основной фактор совершенствования методики тре-нировки // Научные труды ВНИИФК 1995 года. - М., 1996. - С. 21-31. 4. Акопян А.О., Игуменов В.М., Мамиашвили М.Г., Рожков П.А. Ана-лиз соревновательной деятельности юных борцов греко-римского стиля // Актуальные проблемы спортивных единоборств / под общей редакцией Игуменова В.М. - М: ФОН, 2000. - С. 11-17. 5. Аросъев Д.А. Метод самооценки // Легкая атлетика. — 1971. — № 2. — С. 20—21. 6. Аросьев Д.А., Спектор Р.И. Некоторые методологические вопро¬сы психологии спорта / / Психология спортивной деятельности: Сб. науч. работ. — М., 1978. — С. 11 — 16. 7. Астахов A.M. Исследование функционального состояния юных борцов под влиянием различных физических нагрузок: Автореф. дис. ... канд. биолог, наук. — М., 1974. — 23 с. 8. Багаев СВ. Современные тенденции в структуре средств технико-тактических действий в вольной борьбе и методика их совершенст-вования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 23 с. 9. Бальсевич В.И., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. -К.:3доров'я, 1987.-224 с. 10. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. -2001. -№6.- С. 9-10. 11. Брянкин С.В. Отбор и ориентация спортсменов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Малаховка, 1982. — 22 с. 12. Бурякин Ф.Г. Педагогический контроль силы и выносливости от¬дельных групп мышц борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1986. — 25 с. 13. Васильков, П.С Силовая выносливость борцов и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с. 14. Вайцеховский СМ. Пульсометрия как критерий интенсивности тре¬нировочной нагрузки // Теория и практика физической культуры. -1966. -№1.- С. 45. 15. Варнашвили И.Р. Подготовка борцов высокой квалификации в связи с изменением условий соревновательной деятельности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М., 1985. -22 с. 16. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с. 17. Верхошанский Ю.В. Прогнозирование и организация тренировоч¬ного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с. 18. Годик М.А Совершенствование силовых качеств // Современная сис¬тема спортивной тренировки. -М.: СААМ, 1995.-С. 151-165. 19. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ.культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с. 20. Головина, Л.Л., Игуменов В.М. Физиологическая характеристика борьбы: методическая разработка. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 86 с. 21. Греко-римская борьба: учебник / под общ. ред. Ю.А Шулики. -Ростов-на-Дону, 2004. - 800 с. 22. Греко-римская борьба: примерная программа спортивной подготов¬ки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва. - М., 2004. - 272 с. 23. Греко-римская борьба: учебник / под общ. ред. А. Г. Семенова и М. В. Прохоровой. - М, 2005. - 256 с. 24. Зациорский В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте / / Теория и практика физ. куль¬туры. — 1971. — № 4. — С. 59—63. 25. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М.: Физ¬культура и спорт, 1979. — 152 с. 26. Керимов Ф.А. Психофизиологические особенности формирования технико-тактических действий борцов //Спортивная борьба: Ежегод¬ник. - 1984. - С. 35-36. 27. Керимов Н.А., Керимов Ф.А. Методика повышения специальной фи¬зической подготовленности борцов //Научные основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 1986. -С. 214. 28. Кондрацкий А.И.,Грузных Г.М., Игуменов В.М. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе: Учебное пособие. - Омск, 1984. - 86 с. 29. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с. 30. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Ленингр. ун-т. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 192 с. 31. Педагогический контроль за физической подготовленностью 9 борцов. Метод, пособие / Сост. Б.И. Тараканов; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1989. — 25 с. 32. Планирование и построение спортивной тренировки: Сб. науч.-метод, работ / Л.П. Матвеев, В.Б. Гилязова, Е. Скоровели и др. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 164 с. 33. Потребич В.А. Особенности построения предсоревновательного мезо-, макроциклов дзюдоистов старших разрядов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1974 — 24 с. 34. Туманян Г.С. Входной контроль в спортивной борьбе: Метод, раз¬раб. для студентов, слушателей и асп. Академии / РГАФК. — М., 1993 — 29 с. 35. Шахмурадов, Ю. А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. - М., 1999. - 60 с. 36. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба (научно-методические основы многолетней подготовки борцов). - М.: Высшая школа, 1997. - 189 с. 37. Шахов Ш.К. Индивидуально-программированная физическая под¬готовка в видах спорта группы единоборств: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М, Д998. - 52 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Виды подготовки в спорте Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данною спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта. В структуре подготовленности спортсменов выделяются следующие относительно самостоятельные стороны: техническую, физическую, тактическую, психическую и интегральную. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем и тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из сто¬ни не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших мировых показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс , их взаимосвязь и взаимодействие обусловливается закономерностями формирования функциональных систем ( Анохин, 1975). Следует учитывать, что каждая из сто¬рон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др. Кратко охарактеризуем основные стороны подготовленности, определяющие уровень спортивных достижений в раз личных видах спорта. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вид, спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, к котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психически ми, тактическими возможностями спорт смена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению слож¬ных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы. Он может противостоять атакующим дейст¬виям соперника и одновременно ставить Последнего в сложные положения. В структуре технической подготовлен¬ности очень важно выделять базовые и дополнительные движения и действия. К базовым относятся движения и дей¬ствия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуще-ствление соревновательной борьбы с со¬блюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обяза¬тельным для спортсмена, специализиру¬ющегося в том или ином виде спорта. До-полнительные движения и действия — это второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенно¬стями. Именно эти дополнительные дви¬жения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. На начальных этапах многолетней подготовки, в соревнованиях спортсменов относительно невысокой квалификации уровень технического мас-терства и спортивный результат в целом определяется прежде всего совершенством визовых движений и действий. На уровне высшего мастерства дополнительные движения, определяющие индивидуальность Конкретного спортсмена, могут оказаться решающим средством в спортивной борьбе. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильно¬стью, вариативностью, экономичностью, Минимальной тактической информиро¬ванностью для соперника. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответст¬вием уровню физической, технической, психической и других видов подготовлен¬ности. Стабильность техники связана с ее по¬мехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Следует учитывать, что совре¬менная тренировочная и особенно сорев-новательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное про¬тиводействие соперников, прогрессирую¬щее утомление, непривычная манера су-действа, непривычное место соревнова¬ний, оборудования, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабиль¬ности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg