Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3 -4 ЛЕТ

natati2016 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2018
1. Изучение теоретических основ проблемы исследования эмоций, переживаний, психических состояний и межличностных отношений показало, что в психологии детских эмоций и межличностных отношений предпринимались попытки описания уровней развития эмоциональной сферы детей (Г.Дюпон); определения роли эмоциональных процессов в психическом развитии детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович); выделения уровней эмоциональной регуляции поведения и сознания (В.В. Лебединский, О. С. Никольская, А.Д. Кошелева); описания феномена эмоционального мироощущения детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, О.В. Лобза); изучения социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх (Т.А. Репина, А.А. Рояк, В.С. Мухина); определения мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений (Т.А. Репина); выявления феномена детской популярности с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности (М.И. Лисина); рассмотрения трудностей, которые могут возникать у детей в процессе общения (А.П. Рояк).
Введение

Проблема эмоций, психических состояний, межличностных отношений и их роли в психическом развитии ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей на ранних этапах онтогенеза, но и об особенностях становления личности дошкольника. В последние годы интерес к изучению эмоций, переживаний и психических состояний детей неуклонно растет. Вместе с тем эта важная и интересная проблема недостаточно разработана в психологической науке, что значительно повышает ее актуальность. Ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через эмоциональную сферу, и его эмоциональные контакты с миром устанавливаются по типу эмоционального заражения. По мнению многих ученых эмоции находятся в центре всей психической жизни ребенка и определяют особенности развития его интеллектуальной, познавательной, мотивационной и смысловой сферы. А.В. Запорожец отмечал, что развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Его исследования свидетельствуют о том, что развитие эмоциональных процессов связано, с одной стороны, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональным переживаниям, а с другой – с развитием мотивационной и смысловой сферы личности. Механизм качественной динамики и развития эмоций заключается в опосредовании социально обусловленных эмоций деятельностью. Не меньшее значение имеют эмоции и для развития межличностных отношений людей, регуляции общения, так как именно они лежат в основе симпатий и антипатий, возникающих при восприятии и оценке другого человека. Наряду с этим, сами межличностные отношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка, благодаря чему ребенок поднимается на более высокую ступень личностного развития. Особенно важным, с этой точки зрения, является ранний и дошкольный возраст, так как именно в этот период формируются основы личностного развития, складывается структура общения ребенка со взрослыми и сверстниками. По А. Валлону, на втором году жизни ребенок вступает в «ситуацию симпатии». На этой стадии ребенок как бы слит с конкретной ситуацией общения и с партнером, чьи переживания он разделяет. «Ситуация симпатии» подготавливает его к «ситуации альтруизма». На стадии альтруизма (3-4 лет) ребенок научается соотносить себя и другого, осознавать переживания других людей, предвидеть последствия своего поведения. К началу дошкольного возраста ребенок имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, появляется ожидание (предвосхищение) эмоций, что оказывает, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, существенное влияние на мотивацию поведения и деятельности. Для ребенка содержательный смысл эмоционального общения не ограничивается лишь присвоением определенных норм и правил поведения. Он переживает особое состояние поуровневого накопления социально-эмоционального опыта в динамике развития личности. Основу опыта также составляют обобщенные переживания, которые влияют на психическое состояние ребенка. Психические состояния в свою очередь играют немаловажную роль в психике, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно самостоятельными психологическими феноменами со своими функциями. Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность. Объект исследования - переживания, психические состояния и межличностные отношения. Предмет исследования – особенности и взаимосвязь переживаний, психических состояний и межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования – изучить особенности и взаимосвязь переживаний, психических состояний и межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста. Гипотезы исследования. 1. В младшем дошкольном возрасте у детей могут наблюдаться разные варианты проявлений психических состояний, переживаний и межличностных отношений. 2. Существуют различия в проявлении психических состояний, переживаний и межличностных отношений у девочек и мальчиков. Так у мальчиков в отличие от девочек чаще могут возникать конфликтно-тревожные переживания отношений между людьми. 3. Существует взаимосвязь между психическими состояниями, переживаниями и межличностными отношениями у детей младшего дошкольного возраста. Задачи исследования. 1. Изучить теоретические основы проблемы исследования эмоций, переживаний, психических состояний и межличностных отношений. 2. Определить особенности психических состояний детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. 3. Изучить переживание отношений между ребенком и окружающими его людьми (родителями) в наиболее важных или травматичных для него жизненных ситуациях. 4. Выявить особенности межличностных отношений и общения (включая сформированность потребности в общении и круг общения) у детей младшего дошкольного возраста. 5. Изучить различия в психических состояниях, переживаниях и межличностных отношениях мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста. 6. Выявить взаимосвязи психических состояний, переживаний и межличностных отношений в группе мальчиков и в группе девочек младшего дошкольного возраста. Методы исследования. 1. Библиографический метод. 2. Диагностический метод. С целью изучения психических состояний, переживаний и межличностных отношений нами использовались следующие методики диагностики: - методика «Паровозик» (С.В. Велиева); - социометрическая методика «Два домика» (Т.Д.Марцинковская); - социометрическая проба «День рождение» (М. Панфилова); - Контурный САТ-Н для дошкольников и младших школьников. 3. Методы математико-статистической обработки данных исследования: - кластерный анализ; - t-критерий Стьюдента; - корреляционный анализ (использовался коэффициент корреляции Пирсона). Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в 2016 году на базе МБДОУ № 24 комбинированного вида п. Лесной городок. В исследовании принимали участие 31 ребенок (14 девочек и 17 мальчиков) возрасте 3-4 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7 1.1 Проблема изучения эмоций, переживаний и психологических состояний в зарубежной и отечественной психологии 7 1.2 Психология общения и межличностных отношений 22 1.3 Особенности развития эмоциональной сферы и межличностных отношений раннего дошкольного и дошкольного возраста 37 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ 55 2.1 Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика 55 2.2 Характеристика психодиагностических методов и их обоснование 56 2.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования 61 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 64 3.1 Результаты изучения психического состояния детей 3-4 лет 64 3.2 Результаты изучения общения и отношения детей 3-4 лет к сверстникам и взрослым 65 3.3 Результаты изучения межличностных отношений у детей 3-4 лет 67 3.4 Результаты изучения переживания отношений детей 3-4 лет к окружающим его людям в наиболее важных или травматических для ребенка жизненных ситуациях 69 3.5 Обсуждение результатов исследования переживаний, психических состояний и межличностных отношений у детей 3-4 лет 76 ВЫВОДЫ 84 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики: Дис.... д-ра пси-хол. наук. - М., 2006. - 347 с. 2. Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.: Мысль. 2008. – 416 с. 3. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2010. – 359 с. 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.- 264 с. 5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 2007. – 327 с. 6. Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 2015. – 427 с. 7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2006. – 458 с. 8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 2011. – 413 с. 9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 3. - М., 2012. - 218 с. 10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2006. – 288с 11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 2008. – 288с. 12. Запорожец А. В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. – 32 с. 13. Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 2005. – 114с. 14. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 2014. – 304с. 15. Зинченко В. П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983. – 270с. 16. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980. – 336с. 17. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. 18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. - 208с. 19. Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 2010. – 304с. 20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2015. – 328с. 21. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М., 2014. – 217с. 22. Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. - М., 2013. – 164с. 23. Никольская О. С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М., 2010. – 273 с. 24. Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 2012. – 257с. 25. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 2006. – 348с. 26. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. - М., 2010. – 326с. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002. – 286с. 28. Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства. - СПб., 2014. – 327с. 29. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. - М., 2013. – 339с. 30. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 2015. – 252с. 31. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 2007. – 328с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Проблема изучения эмоций, переживаний и психологических состояний в зарубежной и отечественной психологии Эмоции и чувства - это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам глубже понимать происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Положительные переживания воодушевляют нас в творческих поисках. Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры и подкорки головного мозга, вегетативной нервной системы. Этим определяется их тесная связь с деятельностью сердца («от страха сердце замерло»), органов дыхания («слушал с интересом, затаив дыхание»), с выразительными движениями всего тела (пантомима), деятельностью лицевых мышц (мимика), с изменением интонаций голоса (голосовая мимика) и др. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Взгляды и теории отечественных психологов. Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. «Продукт» в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: 1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров). 2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев). 3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов). Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заклю¬чается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». Чувства выра¬жают состояние субъекта и отношение к объекту. «Психические про¬цессы взятые в конкретной целостности, - это процессы не только по¬знавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отража¬ются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности» [15]. Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Акти¬вно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явле¬ниям реального мира» [31, с 234]. Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объекта» [31, с 235]. . Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объе¬кта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания. В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и свя¬зях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg