Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Образы современников в художественном и мемуарном освещении М. Цветаевой

natati2016 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
В современном литературоведении нет единого определения литературного портрета как самостоятельного жанра или разновидности мемуаристики. Термин литературный портрет, равно как и жанр, означенный им, был введён в 1832 г. Ш.А. Сент-Бёвом, озаглавившим так свой сборник «Critiques et portraits litteraires». Объектом изображения в жанре литературного портрета становится личность писателя прошлого в особом ракурсе – нравственно-психологическом аспекте. Особенностью возникновения литературного портрета является тот факт, что в Европе и в России он родился как жанр литературной критики. Его целью стало отражение жизненных обстоятельств, деятельности и проявленных в ней профессиональных свойств, внутренней сущности человека. С XVIII века в России мемуары становятся самостоятельной разновидностью прозы. Первыми авторами мемуаров считают А.Т. Болотова и Е.Р. Дашкову. Развитие этого жанра в России определяется влиянием классицизма, создаётся основа для последующего развития мемуарной прозы.
Введение

Марина Ивановна Цветаева входит в число талантливейших поэтов первой половины XX века. Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым художником, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее творчестве. И поэзия, и проза Марины Ивановны Цветаевой - автобиографичны, они отражают череду событий жизни поэтессы, подобно дневнику. Например, день своего рождения поэтесса отразила через цветовую характеристику и образы природы: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась . То, что Марина Цветаева жила и думала в образной стихотворной форме, подтверждается тем, что также проникновенно как о чуде рождения, Цветаева говорила и о своём горе – страшной голодной смерти своей маленькой дочери Ирины: Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле . В поэтических произведениях запечатлены не только эмоциональные переживания поэтессы, важные моменты ее жизни, но и образы современников, отраженные через призму художественного освещения. Рассказывая в стихах и прозе о своей жизни, Цветаева делится своими впечатлениями о современниках, мастерски описывая их яркие черты и переживания, которые они вызывали. Иногда складывается впечатление, что она собирает коллекцию художественных образов своего интеллектуально-творческого окружения. В поэзии и мемуарной прозе Цветаевой отражено ее поэтическое видение современников, прослеживается ее стремление сформировать индивидуально авторский образ поэтов, писателей, родных и близких людей, всех тех, кто оказывал влияние на ее бытие. При анализе творческого наследия Марины Цветаевой необходимо учитывать субъективное восприятие поэтессы, то есть относительную психологическую достоверность образов современников. Сегодня мы воспринимаем портретные и образные описания, данные Мариной Ивановной Цветаевой в своих стихотворениях, как проявление жанра художественных мемуаров. Мемуары – это замечательный повод рассказать потомкам о правдивых событиях своего времени. Это анализ собственной личности, выявление причинно-следственных связей жизни. Эмоциональная насыщенность повествования поможет проникнуться духом эпохи, понять суть мыслей автора. Значимый жизненный опыт делает мемуары бесценным примером для будущих поколений. Слово «мемуары» происходит от французского memoires, что переводится как «воспоминания». Это слово впервые появляется в 1896 году. «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И.Е. Ефрона рассказывает о жанрах мемуарной литературы . Мемуары – это документальная литература. Для них характерно повествование от первого лица – участника или свидетеля описанных событий . Мемуары – это своего рода исповедальная проза. Они передают настроение эпохи, мировоззрение людей, культуру страны. Они способны рассказать о событиях того времени через призму видения автора. Автобиографическая исповедь человека несет оценочное восприятие своего времени: окружающих людей, их статуса и привычек, умонастроения и мыслей. Мемуары можно отнести по жанру к биографии, исторической прозы, очерка. Но документальность, реалистичность приближает мемуарную литературу к личным дневникам, письмам, заметкам. Главная задача литературы - изображение человека. Портретная характеристика литературного героя является важным элементом авторского воображения и требует внимательного прочтения текста художественного произведения. В таких литературных исповедях, помимо личных взаимоотношений, можно прочитать об эстетических, духовных предпочтениях людей того времени. Именно своим субъективным мнением отличаются мемуары от исторических хроник. Они интересны тем, как конкретный человек воспринимает окружающую действительность. Но это порой и мешает восприятию времени. Оценочное восприятие человека может быть пристрастным. Поэтому так важна для литературной исповеди личность автора, его образование, склад ума. Необычайно насыщенными образами современников является поэзия Марины Ивановны Цветаевой. Ее произведения сейчас без сомнений можно отнести к мемуарному жанру. Интерес к произведениям мемуарного жанра М.И. Цветаевой со стороны историографов, философов и культурологов, лингвистов, литературоведов, читателей объясняется, в первую очередь, тем, что в центре изображения находится окружающий мир, воссоздаётся образ времени, эпохи, представленный через видение, осмысление, жизненный опыт мемуариста. Всем вышесказанным обуславливается выбор темы дипломного исследования: «Образы современников в художественном и мемуарном освещении М.И. Цветаевой». Литературоведческий талант поэтессы проявился через мемуарное направление ее лирики и прозы. В частности, в стихотворениях, которые описывают литераторов – современников Цветаевой, мы видим не только характеристики их личностей и индивидуальность отношений с поэтессой, но и восприятие Мариной Ивановной их творчества, и ее субъективное отношение к творчеству и произведениям современников – поэтов и писателей. В своих стихах и прозе она дает оценку и проводит анализ творческой деятельности и ее продуктов поэтов-современников, исходя из субъективного отношения, в большей степени, и реальной ценности стихотворений, в меньшей. В настоящее время происходят значительные перемены в общественной жизни нашей страны, которые имеют непредсказуемые и неоднозначные последствия. Формируется новая система ценностей, которая интегрирует традиционные ориентации российской культуры. В период социальных реформ возникает потребность общества в произведениях биографического жанра, создающих и реконструирующих образ эпохи. Актуальность исследования образов современников в художественном и мемуарном освещении М. Цветаевой главным образом заключается в расширении культурного репертуара мемуаристики, в который органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения. Кроме того, феномен биографического сознания, обусловленный историко-культурологическим аспектом развития общества, фиксирует и проявляет скрытые стороны жизни поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Целью выпускной квалификационной работы стало исследование образов современников в художественном и мемуарном освещении М.И. Цветаевой. Соответственно цели нами были определены следующие задачи: - рассмотреть литературный портрет в художественных произведениях как жанр; - изучить мемуарный образ и приемы его создания; - проанализировать обращения М.И. Цветаевой к современникам в лирических произведениях; - рассмотреть «Блоковский цикл» и «Музе Ахматовой» с точки зрения эстетического мастерства запечатления великих поэтов ХХ века; - сформировать представление о жанрообразующих приемах, использованных при создании портретов современников в мемуарной литературе М. Цветаевой; - описать искусство портретирования в мемуарах поэтессы о современниках; - осветить вопрос отношения к мемуарному творчеству М.И. Цветаевой ее современников; - сделать выводы на основании материалов проведенного исследования. Объектом исследования выступает творчество Мариины Ивановны Цветаевой. Предметом стали образы современников в запечатлении поэтессы. В качестве базы для исследования были использованы лирические и мемуарные произведения Марины Ивановны Цветаевой, а также воспоминания ее современников. Теоретической основой исследованию послужили труды отечественных специалистов в области творчества М.И. Цветаевой, портретной и мемуарной литературы, и литературоведов и лингвистов, таких как, Л.Я. Гаранин, А.А. Саакянц, Л.А. Мнухин, С. Карлинский, В. Лосская, Т.Г. Симонова, О.А. Эфрон, Л.Я. Гинзбург, Андроникова М.И., Барахов В.С., Бахтин М.М., Бондарева Л.М. и других. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, включающих семь пунктов, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ И МЕМУАРНЫЙ ОБРАЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………9 1.1. Жанр литературного портрета в художественных произведениях……….9 1.2. Мемуарный образ и приемы его создания в мемуарной прозе…………..21 ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ…………………………………………….33 2.1. Обращения Цветаевой к современникам в лирике……………………….33 2.2. «Блоковский цикл» и «Музе Ахматовой» в свете эстетического мастерства запечатления великих поэтов ХХ века……………………………56 ГЛАВА 3. ПОРТРЕТЫ СОВРЕМЕННИКОВ В МЕМУАРНОМ ОСВЕЩЕНИИ М. ЦВЕТАЕВОЙ…………………………………………….74 3.1. Жанрообразующие приемы создания портретов современников в мемуарной прозе М. Цветаевой………………………………………………...74 3.2. Искусство портретирования в мемуарах о современниках………………83 3.3. Отношение современников к мемуарному творчеству М. Цветаевой…..88 ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...99
Список литературы

1. Андроникова М.И. Об искусстве портрета. – М.: Искусство, 1975. 2. Ардов В. Этюды к портретам. М., 1983. 3. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. – М.: ЭКСМО, 2010. 4. Ахматова А.А. Стихи и переводы. – М., 1999. 5. Барахов В.С. В зеркале писательской мемуаристики (К вопросу о её роли в идейно-художественном своеобразии) // Русская литература. – 1984. – № 1. – С. 90 – 106. 6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // М.М. Бахтин Работы 20-х годов. - Киев: «Next», 1994. 7. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // В.Г. Белинский Избранные произведения. – Минск, 1954. 8. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб.: Паритет, 2006. – С. 358. 9. Бондарева Л.М. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа (на материале современного немецкого языка): Автореф… канд. филол. наук. – СПб., 1994 – 16 с. 10. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.Е. Энциклопедический словарь. Т.19. - 1986. – С. 247. 11. Все о Цветаевой. Тематические встречи при собрании материалов. Составитель Л.А.Мнухин. В 2 томах. - М.: Принципиум, 2015. 12. Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: историко-теоретический очерк. – Минск: Наука и техника, 1986. 13. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л.: Советский писатель, 1971. 14. Гумилёв Н.С. Анатомия стихотворения // Н.С. Гумилёв. Когда я был влюблен…: Стихотворения. Поэмы. Пьесы в стихах. Переводы. Избранная проза. – М.: Школа – Пресс, 1994. – С. 587 – 590. 15. Дикушина Н. Невыдуманная проза (О современной документальной литературе) // Жанрово-стилевые искания современной прозы. – М.: Наука, 1971. 16. Карлинский С. Марина Цветаева: ее жизнь и творчество. Перевод С. Василенко, под ред. Л. Мнухина и В. Телицына. - М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2015. 17. Кашпур О.А. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К. Зайцева: Автореф… канд. филол. наук. – М., 1995. – С. 5. 18. Классическая литературная энциклопедия. В 10 т. Т. 4. – М., 1967. 19. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра: Монография. – М.: Мегатрон, 1995. – 278 с. 20. Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. / Под ред. А.А. Суркова. – М.: Советская энциклопедия, 1962 – 1978. – Т. 1, Т. 5. - С. 895. 21. Кузнецов М. Мемуарная проза // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. – М.: Наука, 1971. – С. 148 – 149. 22. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001. 23. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. Воспоминания современников. М.: ПрозаиК, 2011. 24. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. – М. 1994. 25. Маркова О.В. Современный литературный портрет (типология и поэтика жанра): Автореф… канд. филол. наук. – Томск, 1990. – С. 8, 11, 17. 26. Медарич М. Автобиография/автобиографизм // Автоинтерпретация: Cб. ст. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1998. 27. Нарышкин (Махотин) Н. В. Русский дневник или Этюды биографии современной России. В 2-х тт. – Казань, 2006. 28. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в русской прозе 1760 - 1830-х гг.: дис. … д-ра фи- лол. наук. – Саранск, 2009. 29. Разинкина Н. М. Функциональная стилистика английского языка. – М.: Высш. шк., 1989. 30. Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак, 1999. 31. Саакянц А.А. О правде «летописи» и правде жизни. // Вопросы литературы, 1983. № 11. - С. 213. 32. Сент-Бёв Ш. А. Литературные портреты. Критические очерки. – М., 2012. 33. Симонова Т.Г. Мемуарная проза русских писателей ХХ века: поэтика и типология жанра: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. 34. Словарь литературоведческих терминов. Ред.- составитель Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974. 35. Смольнякова И.П. Советская мемуарно-автобиографическая проза 70 – х гг. (Художественное своеобразие. Традиции. Тенденции развития): Автореф… канд. филол. наук. – Л., 1982. – С. 9. 36. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004. 37. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1971. – С. 382 – 384. 38. Трыков В.П. Французский литературный портрет ХІХ в. – М.: Флинта: Наука, 1999.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ И МЕМУАРНЫЙ ОБРАЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1.1. Жанр литературного портрета в художественных произведениях Считается, что термин литературный портрет, равно как и жанр, означенный им, был введён в 1832 г. Ш.А. Сент-Бёвом, озаглавившим так свой сборник «Critiques et portraits litteraires». Объектом изображения в жанре литературного портрета становится личность писателя прошлого в особом ракурсе – нравственно-психологическом аспекте. Писатель для Ш.А. Сент-Бёва – «особенная форма человеческого духа»: «может существовать только одна душа, одна особенная форма человеческого духа, которой дано создать тот или иной шедевр… Всякий подлинный поэт неповторим… Нет ничего более неожиданного, чем талант, и он не был бы талантом, если бы не был неожиданным, единственным среди множества других, единственным среди прочих» . Ш.А. Сент-Бёв сосредотачивается на постижении своеобразия конкретных умов, выявлении специфики дарования того или иного писателя. Объектом изучения для него становится структура художественной субъективности писателя, архитектоника художественного сознания в её психологических, поведенческих, творческих, бытовых и прочих проявлениях . Важнейшим принципом портретирования Ш.А. Сент-Бёв считал необходимость показать личность писателя на фоне его времени, во взаимодействии с эпохой, трактуемой им как совокупность культурных факторов, способствующих или препятствующих выявлению природного дарования писателя . Таким образом, задача жанра литературного портрета, в понимании Ш.А. Сент-Бёва, – в создании образа личности писателя, реконструкции его нравственно-психологического облика. Основным объектом художественного исследования в литературном портрете стал «гений», «ум» писателя, понимаемые как склад художественного дарования, проявляющийся не только в его творениях, но и в различных обстоятельствах биографии . Французский литературный портрет, возникший из литературно-критической деятельности Ш.А. Сент-Бёва, осознавался создателем как новый литературный жанр. Жанр литературного портрета возникает на пересечении нескольких жанровых традиций: салонного портрета XVII века, биографии, академической речи, литературно-критической статьи. Элементы этих жанров входят в структуру литературного портрета и используются Сент-Бёвом как средство разрушения, взрывания изнутри нормативности, педантизма, тяжеловесной серьезности догматической критики посредством создания образа творческой личности и привнесения в критику свободной интонации «causerie», непринужденной беседы с читателем о писателе, построенной на свободных переходах от биографического повествования к литературно-критическим пассажам и психологическим характеристикам. Первые литературные портреты - «Пьер Корнель», «Лафонтен», «Мадам де Севинье», «Жан-Батист Руссо» и другие - печатаются в периодических изданиях в конце 20-х гг. XIX века. В 1829 году в журнале «Ревю де Пари» были напечатаны созданные им портреты Корнеля, Буало, Лафонтена.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 65 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg