Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧСЕКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

natati2016 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях перелома устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Раннее выявление проблемы агрессивности у детей, системный анализ характера ее возникновения и адекватная возрасту коррекционная работа способствуют предотвращению неблагоприятных форм развития поведения. Несвоевременное обнаружение начальных признаков агрессивности в поведении приводит к быстрому переходу этих проблем в хронические нарушения поведения.
Введение

В современном обществе как в нашей стране, так и за рубежом растет интерес к применению методов арт-терапии. Данная техника широко используется в психологии, образовании, социальной сфере и других областях. Арт-терапия – относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия. В рамках классического психоанализа содержание и мотивация культурной активности сведены к первичным структурам психики: творчество есть аспект сублимации (3. Фрейд), проявление «трансцендентной функции» коллективного бессознательного (К.Г. Юнг); последующее развитие направления связывает с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (А. Эренцвейг, М. Милнер, Д. Винникотт, Э. Крис, М. Клейн и др.). Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека. Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, агрессивное поведение. В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Для коррекции агрессивного поведения у подростков применяется арт-терапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов, детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выгодский называл детское рисование графической речью. В отечественной психологии методы арт-терапии использовались для коррекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей. Проблемами арт-терапии занимались педагоги, разработавшие концептуальные основы использования арт-терапии в школе: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева; специалисты в области клинической психологии, психотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии: В.М. Бехтерев, В. Вундт, Б.Ф. Ломов, Т.Ю. Калошина, С.В. Шушарджан, В.И. Петрушин, А.И. Копытин, О.А. Карабанова, Н.В. Серов, Г.Э. Бреслав, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др. Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арт-терапии по отношению к подросткам с агрессивным поведением имеют огромный потенциал. Арт-терапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Кроме того, проведение арт-терапевтических методик с подростками способствует обеспечению социально приемлемым способам выхода агрессии и других негативных состояний, развитию чувства внутреннего контроля и воображения, повышению самооценки, что положительно влияет на процесс лечения. Таким образом, применение арт-терапии в качестве одного из компонентов лечебно-реабилитационных мероприятий может выполнять, с одной стороны, уточняющую диагностическую функцию, а с другой – коррекционную, способствующую восстановлению жизненно важных функций организма и психической гармонизации в целом. Объект исследования – арт-терапия как техника воздействия на личность. Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по коррекции агрессивного поведения подростков средствами сказкотерапии. Цель исследования – изучение особенностей применения арт-терапевтических методов и техник в социально-педагогической деятельности, разработка программы социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков средствами сказкотерапии. Задачи исследования: 1. Раскрыть понятие и сущность арт-терапии, арт-терапевтических видов и техник. 2. Изучить особенности использования методов арт-терапии в социально-педагогической деятельности при коррекции агрессивного поведения подростков. 3. Охарактеризовать содержание сказкотерапии в практике работы социального педагога. 4. Разработать программу социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков средствами сказкотерапии. При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Методологическая база исследования: теория психоаналитического воззрения З. Фрейда; аналитическая теория К.Г. Юнга; динамическая теория терапевтической помощи графическим самовыражением М. Наумбурга; психодинамический подход, выражающийся в неосознаваемых психических процессах К.Г. Юнга, З. Фрейда. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме исследования. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… Глава I. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….. 1.1 Понятие и сущность арт-терапии………………………………………. 1.2 Арт-терапевтические методы и техники.……….……………………… 1.3 Использование методов арт-терапии в социально-педагогической деятельности………………………………………………………………….. Вывод по I главе………………………………………………………………. Глава II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……......... 2.1 Коррекция агрессивного поведения подростков средствами арт-терапевтического воздействия……………………………………………… 2.2 Сказкотерапия в практике работы социального педагога…………….. 2.3 Программа социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков средствами сказкотерапии…………. Вывод по II главе …………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……..……………………………………………..
Список литературы

1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: учебник для вузов / Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева. – М.: Академия, 2001. – 248 с. 2. Агрессия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Под редакцией Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. – 328 с. 3. Бреслав, Г.Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: [Текст] Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Е. Бреслав. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с. 4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отногшений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Эксмо-пресс, 2000. – 443 с. 5. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку [Текст] / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2001. – 369 с. 6. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки [Текст] /А.В. Гнездилов. – СПб.: «Речь», 2006. – 162 с. 7. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) [Текст] / А.В. Гнездилов. – СПб.: Речь, 2002. – 36 с. 8. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И.В. Дубровина. :М., 2001. – 160 с. 9. Жукова, Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов-психологов к профессиональной деятельности [Текст] / Т.В. Жуков: М., 2005. 10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путешествие в страну сказок [Текст]: практическое пособие / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М., 2004. – 59 с. 11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Развивающая сказкотерапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: 2006. – 125 с. 12. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Кудзилов, Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов. – СПб.: «Речь», 2005. – 74 с. 13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2006. – 140 с. 14. Кокоренко, В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий [Текст] / В.Л. Кокоренко. – СПб.: Речь. – 2005. 15. Копытин, А.И. Арт-терапия [Текст] / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2001. – 320 с. 16. Колошина, Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование [Текст] : Практическое пособие для тренера / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. – Спб.: Речь. – 2010. 17. Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии [Текст] /А. И. Копытин. – СПб., 2000. 18. Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические занятия [Текст] / Л.Д. Лебедева // Начальная школа. – 2001. – № 5. – С. 49-51. 19. Лебедева, Л.Д. Страх – дело серьезное. Коррекция страхов методами арт-терапии [Текст] // Л. Д. Лебедева // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2000. – № 21. – С. 4-6. 20. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2005. 21. Наумова, Т. Лечение души через искусство [Текст] Т. Наумова. – // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 43-46. 22. Практикум по арт-терапии [Текст] / Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер. – 2001. – 235 с. 24. Старикова, С. Арт-терапевтические методы в школе С. Старикова // Народное образование. – 2007. – № 8. – С. 33-37. 25. Сакович, Н.А. Практика сказкотерапии [Текст] / Н.А. Сакович. – М.: «Речь», 2007. – 214 с.
Отрывок из работы

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл. В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными методами художественного творчества. Понятие «арт-терапия» имеет несколько значений: 1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; 2) как комплекс арт-терапевтических методик; 3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами. Арт-терапия как метод – безболезненна, не имеет ограничений и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социально-педагогической деятельности. Арт-терапия имеет множество значений: Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми. Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности. Арт-терапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Арт-терапия – как способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь [15, с. 320]. В работе с подростками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам подросток, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Согласно взглядам И.О. Гольдштейна, творчество – это одно из средств, преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению И.О. Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному [21, с. 67]. Среди целей арт-терапии исследователями выделяются: 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение. 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития [8, с. 10]. Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания: психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. С точки зрения психодинамического подхода считается, что в ходе арт-терапии происходит выражение неосознаваемых психических процессов. З. Фрейд и К. Юнг оказали идейное влияние на развитие методов анализа и интерпретации художественного материала. Арт-терапия – одно из динамично развивающихся направлений современной психотерапии. Текущий этап ее развития характеризуется следующими особенностями: ? дальнейшим активным внедрением этого подхода в широкую практику включая медицинские, образовательные и социальные учреждения; ? активизацией исследований, направленных на подтверждение терапевтических эффектов и механизмов различных форм и моделей арт-терапии, с учетом личностных и нозологических особенностей клиентов, условий её применения и этапов лечебно-реабилитационного процесса; ? развитием групповых вариантов арт-терапии, в том числе, рассчитанных на короткие или средние по продолжительности сроки работы группы; ? разработкой организационных аспектов арт-терапии, развитием бригадных форм работы и активизацией взаимодействия разных специалистов в процессе осуществления лечебных, реабилитационных, профилактических и образовательных мероприятий; ? усилением тенденции к интеграции различных модальностей психотерапии искусством. Арт-терапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. «Я» человека отражается в визуальных образах тогда, когда человек лепит, рисует и пр., в особенности, когда это происходит спонтанно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg