Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Мифотворчество как культурно-исторический маркер в пространстве провинциального города XX в. (на примере г.Астрахань)

natati2016 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
Миф является одним из самых противоречивых понятий гуманитарного знания XX века. Это понятие использовалось для обозначения самых различных феноменов и идей, постепенно становясь идеологическим инструментом. Проблема исследования мифа не ограничивалась чисто научными задачами; она связана с более широким контекстом культурных сдвигов, определенных всей совокупностью характеристик каждого конкретного периода. Понятие мифа, во многом благодаря своей расплывчатости, оказалось удобным для продвижения идей скорее политического, чем научного характера.
Введение

Актуальность исследования. Современная культурная ситуация, связанная с формированием постиндустриального общества, характеризуется возрастанием роли мифотворчества, которое проявляется в активном производстве, трансляции и тиражировании различного рода мифов, связанных с трансформацией общественного сознания и попытками разрешения противоречий между тенденциями общественного развития и адаптивными возможностями человека. Столь широкое распространение мифов в культуре усиливает потребность в философском осмыслении феномена современного мифотворчества, механизмов культурного и социального воздействия новых медиа-мифов, социальных мифологий и т.п. на массовую аудиторию. В самом общем виде современные мифы можно представить в качестве стереотипизированных культурных образцов, идеологических клише и лозунгов, представлений о социальной реальности и научном знании, которые структурно оформляют интерсубъективный опыт повседневной жизни. Современные мифы занимают особое место среди других коллективных типологизаций, представлений, форм человеческой субъективности. Мифы задействуют аффективное и иррациональное восприятие различными общественными группами природных и символических объектов, социокультурных аспектов общественной стратификации и идентификации, социального опыта в целом. Продуктивное функционирование современного мифа получает материализацию в различных формах и культурных артефактах. Среди этих форм выделяются: социальные, политические движения, массовое искусство, рекламная продукция, индустрия развлечений и массовых зрелищ, которые вносят в культуру новую семантику, связанную с развитием общества потребления. Исходя из этого, наше исследование посвящено изучению и интерпретации сущности содержательной стороны современного мифа и мифотворчества и направлено на выяснение того, как связано современное мифотворчество с ценностно-смысловыми горизонтами культуры и мировоззренческими структурами личности, какова функционально-смысловая роль мифотворчества как пограничного, маргинального явления, связывающего непосредственный жизненный мир и опыт человека с миром культуры. Современное состояние осмысления мифа и мифотворчества свидетельствует о существовании многочисленных методологических и теоретических подходов к изучению данного феномена культуры, что связано с его структурной сложностью и многоаспектностью как объекта исследования. Историческая эволюция мифологических систем, присутствие предыдущих форм мифа в каждую последующую эпоху, кардинальное изменение структуры современного мифа по сравнению с архаическими формами, существование современного мифа на двух уровнях - специализированных форм культуры и на уровне обыденного сознания, все эти факторы следует учитывать при проведении системного изучения мифа. Мифу как объекту научного исследования посвящена обширная научная литература, рассматривающая его в историко-философском, социально-философском, историко-культурном, антропологическом, филологическом, семиотическом, религиоведческом, социально-психологическом, политологическом, коммуникативном аспектах. Миф в системе идеологии как инструмент поддержания социального доминирования изучался такими исследователями, как Л. Альтюссер, Р. Барт, А. Винер, А. Грамши, И.И. Кравченко, К. Манхейм, К. Маркс, Г.В. Осипов, А.С. Панарин, В. Парето, Н. Петро, Ж. Сорель, Дж. Томпсон, Л. Фейер, М. Шелер, Ф. Энгельс и др. Идеология потребления как транснациональная практика рассматривалась в работах постмодернистского направления Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Л. Склэира, новые технологии господства исследовались Г. Дебором. Именно актуальность рассматриваемой проблемы и одновременно недостаточная ее разработанность, а также ее специфический способ изучения механизма конструирования современных мифов предопределили выбор темы бакалаврской работы, постановку цели и задач исследования. Объект исследования - миф как форма культуры городского пространства в его историческом измерении. Предмет исследования - мифотворчество как специфический способ моделирования общественной жизни и кристаллизации опыта в историко-культурной практике. Цель исследования – рассмотреть мифотворчество как объект городского пространства на примере г. Астрахань. Мифотворчество как сложный и многоаспектный феномен культурной деятельности человека не может рассматриваться в рамках единственной методологии. Для решения задач, поставленных в исследовании, нами использовался междисциплинарный подход. Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения мировой культурологической и антропологической мысли, теоретические разработки в области социологии культуры, философии, этнологии, социологии, политологии, социальной психологии, теории коммуникации. Научная новизна настоящей дипломной работы заключается в применении интегративного подхода к изучению мифотворчества как способа историко-культурного конструирования реальности в сфере повседневности, который позволяет рассматривать миф как культурную форму, а современное мифотворчество как особый способ продуцирования ценностных ориентиров общества.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Роль мифов в историческом пространстве российского города 6 1.1 Мифотворчество как культурно-исторический феномен 6 1.2 Роль и функции мифов и легенд в историческом пространстве российского города 13 Глава 2. Особенности мифотворчества в культурно-историческом пространстве г. Астрахани. 30 2.1. Исторические факты и перспективы мифов и легенд г. Астрахани. Особенности образа. 30 2.2 Мифы и легенды города Астрахани как маркер городского пространства 36 Заключение 41 Список литературы 45
Список литературы

1. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии по современной буржуазной эстетике [Текст] / Аверинцев С.С.- М.: Владос-МПГУ, Школа-пресс, 1972. -187 с. 2. Адорно Т. Исследования авторитарной личности [Текст]/ Адорно Т.- М.: Исследовательский центр, 200(?). -142 с. 3. Барт Р. Основы семиологии //Структурализм "за" и "против" [Текст]/ Барт Р.// Избранные работы: Семиотика. Поэтика (Приложение к газете «Первое сентября», -М. 1999. -№ 2. -72-132 с. 4. Бирлайн Д. Параллельная мифология [Текст] /Бирлайн Д. // Собрание сочинений. -М. 1997. -№ 3. -336с. 5. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология масс. — [Текст]/ Просвещение -М. 2001. -575-588 с. 6. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая поэтика. — [Текст] Веселовский А.Н.//Собрание сочинений- Л.: ГУПИЗ МП РСФСР. 1978. -388 с. 7. Гадамер Г.Г. Миф и разум- [Текст]/ Гадамер Г.Г//. Актуальность прекрасного. -М. 1991. -92-99 с. 8. Глотц П. Европейская идентичность[Текст] // Глотц П. Идеи европеизма во второй половине XX века. -М. 2000. -36-41 с. 9. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. -М. 1987. -218 с. 10. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. -М. 2000. -447 с. 11. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М. 1998. -669 с. 12. Гроф С. За пределами мозга. -М. 1993. -497 с. 13. Гроф С. Путешествие в поисках себя. -М. 1994. -338 с. 14. Губман Б.Л. Миф и религия// Культурология. XX век. -СПб. 1997. -285-286 с. 15. Гулыга А.В. Миф и современность // Иностранная литература. -1984. 27. -167-174 с. 16. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М. 1990. -396 с. 17. Гуревич П.С. Социальная мифология. -М. 1983. -175 с. 18. Дебор Ги. Общество спектакля. -М. 2000. -184 с. 19. Дик Рафси. Луна и радуга. -М. 1978. -256 с. 20. Донских О.А. Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. -М. 1993. -240 с. 21. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения // Социологические исследования. -1991. -№ 2. 22. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации //Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. -М. 1996. -8 с. 23. Евзлин М.С. Космогония и ритуал. -М. 1993. -344 с. 24. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. -М. 1988. -177 с. 25. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М. 1998. -280 с. 26. Исаев И.А. Политическая мифология контрреформизма (опыт России на рубеже веков) // Из истории реформаторства в России. -М. 1991. -68-78 с. 27. Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография (к проблеме реконструкции прошлого по данным этнографии) // Охотники, собиратели, рыболовы. -Л. 1972. -53-67 с. 28. Кант И. Соч. -Т.З. -713 с. 29. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. -М. 2000. -685 с. 30. Карпухин О. Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик-рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. -Калининград. 2001. -133 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Роль мифов в историческом пространстве российского города 1.1 Мифотворчество как культурно-исторический феномен Историческая динамика мифотворчества вписывается в общий контекст динамики общества (от архаического и доиндустриального к современному, постиндустриальному), а также когнитивной эволюции, происходившей в процессе историко-культурного развития человечества. Жизнь архаического коллектива в наибольшей степени регулировалась мифом - своеобразной формой протоидеологии. Власть вождя, жреца освящались мифологией. Первопредки, тотем, духи - первичные концептуализации священного, причем мир объективный воспринимался архаическим сознанием через призму сакрального. В доиндустриальных обществах наряду с религиозными мифами возникают социальные мифы, обожествляющие правителей и легитимизирующие таким образом социальный порядок, появляются мифы о совершенном обществе, своеобразном "прекрасном новом мире", построенном по эстетическим законам, мифы, которые по содержанию могут быть соотнесены с космогоническими мифами. В индустриальных обществах мифотворчество смещается в сферу идеологии, которая восполняет собой пробел, возникший в результате падения авторитета и социальной востребованности религии в эпоху Просвещения. Сакрализации подвергаются идеологические понятия, образы, клише. Мифы индустриального общества выступают в качестве политической технологии, мифы - это часть идеологической системы общества, использующего мифологические структуры и архетипы для прагматических целей. Человек сам конструирует социальную реальность, и в силу этого она выступает как субъективная, как идеология - ложное сознание. Элемент субъективного искажения неизбежен. Только задним числом человек воспринимает социальную реальность как независящую от него. Идеология связана со специфическим определением реальности, которое дает элита для поддержания своего господства. Анализ исторически сложившихся форм мифа позволяет обнаружить, во-первых, тенденцию разрушения сакрального характера мифа, во-вторых, тенденцию усиления идеологических функций мифа в индустриальную эпоху, в-третьих, тенденцию разрушения канонических форм мифа, который становится более вариативным, находит себе место в самых различных областях социокультурной практики, включая повседневную жизнь. Современное мифотворчество генетически связано с исторической динамикой общества и выражается в стереотипизации сознания. Общество порождает ценности, нормы, мифы, делает их легитимными. В работе продемонстрировано, что современный миф выступает как объяснительная модель пространства провинциального города, конкурирующая с другими базами информации, а также с декларируемой иерархией ценностей. Искусственно сконструированные или спонтанно возникшие мифы насыщают реальность, взаимодействуют с немифическими структурами, проходят по каналам масс-медиа и оказывают все возрастающее влияние на формирование общественного сознания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg