Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

natati2016 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития. Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Также она подразумевает развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений Связная речь имеет две основные формы: диалога и монолога. Наша работа посвящена изучению монологической связной речи. Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематической и лексико-грамматической), а также достаточный уровень развития познавательной деятельности.
Введение

Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, мыслительных операций, памяти и внимания. Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы, обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. В связи с этим актуальной является проблема профилактики дискалькулии в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок для успешного овладения математическими умениями и навыками осуществляется в процессе развития у детей высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, речи), а также различных звеньев процесса овладения счетными операциями с учетом их тесного взаимодействия и системных связей. Профилактическая работа должна строиться в определенной системе на основе иерархии связей отдельных звеньев этой системы. Первоначально формируются более простые предпосылки овладения математическими умениями и навыками (зрительный гнозис, пространственные представления, дифференциации по форме, величине и т.д.). Одной из задач на начальном этапе является автоматизация каждого из элементарных звеньев (предпосылок) формирования счетных операций. В дальнейшем осуществляется интеграция на основе сформированных и автоматизированных звеньев первоначального уровня. Задания, речевой и дидактический материал подбираются таким образом, чтобы постепенно в процессе обучения умения, знания и понятия ребенка становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной, четко определенной структуре элементарных математических умений и навыков. Формирование предпосылок овладения математикой должно проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т.е. преимущественно в игровой деятельности. Принцип деятельностного подхода предполагает и использование других видов деятельности, таких как предметно-практическая, учебная (в меньшей степени) деятельность. В процессе профилактики дискалькулии необходимо учитывать сложную структуру математической деятельности: мотивационно-целевой, операционный этап, этап контроля. Так, в процессе экспериментального обучения большое внимание уделяется вызыванию интереса к выполнению заданий, что достигается использованием большого количества наглядности, игровых приемов, значимых для ребенка игровых реальных ситуаций, особенно на начальном этапе работы. Профилактика дискалькулии предполагает и учет психотерапевтический эффекта коррекционного воздействия. В связи с этим ставятся следующие задачи: 1) выработать мотивацию и интерес к занятиям и действиям, имеющим познавательный характер; 2) научить детей преодолевать трудности и находить способ правильного выхода из сложной ситуации; 3) приучать детей к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок; 4)развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца. Достижение поставленных выше задач связывается с формированием у ребенка чувства уверенности в себе, с созданием ситуаций, в которых проявляются успехи ребенка и т.д. У детей формируются навыки контроля за выполнение различных заданий. При формировании предпосылок математической деятельности исходной точкой построения методики профилактики дискалькулии является осознание онтогенетического развития тех психологических процессов, которые приводят ребенка к овладению числом и математическими действиями. Приобретение этих предпосылок возможно только при условии «подготовки ума» ребенка, тоесть достижения необходимого уровня интеллектуального развития. Формирование математических умений проходит следующий эволюционный путь: понятие числа – счетные операции сложения, вычитания, умножения и деления - решение задачи. При этом выделяются два основных понятия, которые создают базис при овладении числом: «сохранение» целого и «сериация» элементов. Только после того, как ребенок овладеет умением выполнять сериацию и понять принцип «сохранения», можно приступать к символизации нумерации. Профилактика дискалькулии у детей с ОНР будет способствовать развитию речевой и познавательной деятельности, успешному освоению детьми математических знаний и умений, повысит качество социализации и адаптации данного контингента детей к требованиям школьного обучения. Проблема профилактики, ранней диагностики и коррекции нарушений счетных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, так как успешное овладение счетом и счетными операциями является одним из необходимых условий школьной успеваемости. Объект исследования: процесс обучения математике детей с ОНР. Предмет исследования: коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель исследования: определить направление, содержание и приемы коррекционной работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1) проанализировать научно-теоретические аспекты изучения нарушений в овладении счетной деятельностью у детей старшего дошкольного возраста; 2) провести исторический обзор развития комплексной системы коррекции дискалькулии у детей с ОНР; 3) рассмотреть особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 4) раскрыть концептуальные подходы к изучению дискалькулии у детей: определение, этиология, симптоматика, классификации; 5) изучить нарушения счетной деятельности у старших дошкольников с ОНР; 6) провести логопедическую работу по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОНР; 7) охаракктеризовать теоретические предпосылки и организация обучающего эксперимента; 8) изучить направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР; 9) провести анализ результативности коррекционного обучения по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР . Гипотеза исследования: овладение навыком счета у детей с общим недоразвитием речи связано с особенностью их речевого развития, которая ведет к возникновению дискалькулии в старшем дошкольном возрасте, что обуславливает необходимость в осуществлении целенаправленной работы по ее профилактике в системе коррекционно-логопедического воздействия. Методологическую основу исследования составили научно-теоретические положения - о психологической структуре понятий числа, счета и счетных операций (П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже и др.); - о системной организации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); - о единстве речевого и психического развития и комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); - исследования, рассматривающие предпосылки процесса овладения счетной деятельностью (Л.Б. Баряева, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, Л.В. Занков, А.М. Леушипа, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Л.С. Цветкова и др.); - концептуальные положения о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, И. Лубовский и др.); - о роли обучения детей с нарушениями речевого развития, о реализации их образовательных потребностей средствами специального образования (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.И. Леонтьев, Н.Н. Малофеев и др.); - исследования, раскрывающие клинико-нсихолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова, Н.А. Пикантна, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Методы исследования: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации, качественный анализ результатов исследования, статистические методы исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения нарушений в овладении счетной деятельностью у детей старшего дошкольного возраста 4 1.1. Исторический обзор развития комплексной системы коррекции дискалькулии у детей с ОНР 4 1.2. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 4 1.3. Концептуальные подходы к изучению дискалькулии у детей: определение, этиология, симптоматика, классификации 4 Выводы по первой главе 4 Глава 2. Изучение нарушений счетной деятельности у старших дошкольников с ОНР (констатирующий эксперимент) 5 2.1. Цели, задачи, организация и методика исследования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5 2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей, участвующих в экспериментальном исследовании 5 2.3. Изучение сформированности познавательных и речевых предпосылок, необходимых для овладения счетной деятельностью у дошкольников с ОНР 5 Выводы по второй главе 5 Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОНР (экспериментальное обучение) 6 3.1. Теоретические предпосылки и организация обучающего эксперимента 6 3.2. Направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР 6 3.3. Анализ результативности коррекционного обучения по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР 6 Выводы по третьей главе 6 Заключение 7 Список использованной литературы 8 Приложение 1 9
Список литературы

1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева и др.; под ред. ред. проф. Л.В. Лопатиной. СПб., 2014. 448 с 2. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. – СПб: Речь, 2010. 3. Аристова Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. 4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2013 5. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью. - Киров: Изд-во МЦНИП, 2013. - 178 с. 6. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2012. 7. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. -М.: Владос, 2014. 8. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб: Питер, 2011. 9. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР // Дефектология. - 2014. - № 3. 10. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. - 2014. - Ч. 1. 11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2013. - 480 с. 12. Гальперин П.Я. Формирование начальных математических понятий // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 6. - С. 65-67. 13. Гермаковская А. Коррекция дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. -СПб., 2012. 14. Гермаковская А. О направлениях исследований дискалькулий // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. - Л., 2013. - С. 18-19. 15. Гермаковская А., Лалаева Р.И. Дискалькулии у детей//Дети с проблемами в развитии. -2014. -№ 2. -С. 7 -9. 16. Грин Р. Введение в мир числа. - М.: Педагогика, 2012. - 192 с. 17. Дружинин Б. Рука обязана, трудится // семья и школа. - 2013. - № 7-8. 18. Дружинин Б. Устный счет // семья и школа. - 2013. - № 7-8. 19. Капустина Г.М. Коррекционные приемы обучения математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015 . - № 2. 20. Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. 21. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии.-СПб.: СПбАППО, 2012. 22. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей // Сб. научных трудов Е.А. Стреблева "Создание предпосылок для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению у умственно отсталых дошкольников", С.9. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2011. 23. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб: СОЮЗ, 2015. 24. Лалаева Р.И., Гермаковская А. Современные представления о дискалькулии//Тезисы к докладу на II Всерос. пед. чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. -М., 2013. 25. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М.: просвещение, 2014. 26. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 2013, 368 с. 27. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции, действий у аномальных детей: автореф. дис. докт. наук. - М., 2012. 28. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., 2011. - 432 с. 29. Менчинская Н.А. Заключение /Психологические проблемы неуспевающих школьников; под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Педагогика, 2013. – С. 153–157. 30. Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. - М., 2013. 31. Непомнящая Р. Л. Формирование математических представлений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2012. № 4. 32. Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет). - СПБ.: ООО "Издательство "Детство-Пресс", 2011. - 40 с. 33. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 4 до 5 лет и с 5 до 6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Исторический обзор развития комплексной системы коррекции дискалькулии у детей с ОНР В связи со сложностью и многоаспектностью общего недоразвития речи возникла необходимость комплексного коррекционного воздействия по преодолению этого нарушения. Длинный путь становления дефектологической науки как интегративной области знаний на стыке медицины, психологии и педагогики послужило развитию подхода по преодолению речевых нарушений . Длительное время менялось отношение к детям с нарушениями речевого развития, в связи с социально- экономическим устройством России, ценностными ориентациями страны, общества в сфере специального образования. Истоки наука о речевых нарушениях исходят из медицины, всвязи с чем диагностические методы, способы преодоления речевых нарушений приобретали медицинский характер. Речевые нарушения рассматривали в качестве самостоятельного заболевания или симптома другой болезни. Знания накапливались и систематизировались: клинические сведения о неправильной речи, формировался общепринятый терминологический словарь, закладывались основы лечения разных отклонений речи. Среди медицинских способов коррекции речевых дефектов встречались изредка речевые упражнения. Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т. Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (токсикоз, интоксикация), так и во время родов (асфиксия, родовая травма). При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития . По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой. На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих. Фразы на данном уровне речевого развития нет. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут. Не говорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена. На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе. Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg