Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

natati2016 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
В ходе проведенного нами исследования обоснована и экспериментально проверена программа формирования дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе в процессе изучения интерьера дома. Результатом изучения творческой деятельности школьников, анализа психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, явилось определение научно-теоретических основ формирования дизайнерского мышления учащихся, включающих: систему знаний о дизайне (в том числе -представления о специфике дизайнерского мышления и условиях его, развития); психолого-педагогические принципы организации целенаправленной учебной деятельности; сложившуюся методическую систему профессионального дизайнерского образования.
Введение

Актуальность исследования. Духовно-эстетическая значимость предметной среды значительно растет и выдает большое воздействие на создание художественно-оценочного сознания и взглядов на мир индивида в целом и разъясняется это тем, что даже природа влияет на эстетическое восприятие современного ребенка. В современных условиях требуется предоставить детям конкретную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка предметной среды в области технической эстетики (дизайна). В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу улучшаются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никоим образом не цели обучения, таким образом, ручной труд обязан считаться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и креативных сил – т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления имеет возможность наиболее благополучно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и воплотить единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее, в следствие этого существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского образования учащихся. Логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским мышлением», где человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Над данной проблемой работали многие педагоги и психологи. В философском плане вопросы художественного творчества и дизайна рассматривались в работах А.А. Адамяна, Д. Благоева, А.И. Бурова, Г.Д. Гачева, М.С. Кагана, Н.И. Килщенко, В.П. Копнина, Н.Л. Лейзерова и др. Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности изучали Ю.П. Азаров, Б.Т.Лихачев, З.И. Калмыкова, Г.П. Калинина, Н.М. Конышева и др. Следует отметить, что сегодня менее изучены практические основы дизайнобразования в школе, в связи с этим, обостряется противоречие между необходимостью введения дизайнобразования в процесс обучения школьников и недостаточной разработанностью практических путей его организации в теории и практике. На основании этого и определена проблема исследования: при каких педагогических условиях формируется дизайнерское мышление школьников на уроках технологии? Цель исследования – теоретически обосновать сущность дизайнерского мышления личности и апробировать педагогические условия формирования дизайнерского мышления у школьников на уроках технологии. Объект исследования – образовательный процесс на уроках технологии. Предмет исследования – процесс формирования дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования: формирование дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе будет эффективным при условии: - определить психолого-педагогические основы активизации творческого мышления школьников посредством введения элементов дизайн-деятельности, - применять наглядно-иллюстративных и проблемно-поисковых методов обучения, компьютерные средства обучения (программы Sweet Home 3D, Астрон Дизайн 3D, IKEA Home Planner, Компас3D и PhotoShop); - способствовать эффективности результатов этой деятельности путем использования проектной деятельности с применением передового опыта дизайн-образования и посредством системы художественно-технических задач. Для достижения представленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить сущность понятия «дизайнерское мышление». 2. Определить основные проблемы формирования дизайнерского мышления учащихся в современной школе. 3. Выявить оптимальные педагогические условия формирования дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе 4. Разработать и апробировать программу по формированию дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе. 5. Провести анализ экспериментального исследования сформированности дизайнерского мышления учащихся, сделать выводы и рекомендации. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение за деятельностью учащихся в общеобразовательной школе, педагогический эксперимент, статистические методы шкалирования и ранжирования. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует эффективной организации дизайнобразования в школе. База исследования: МБОУ СОШ №70 города Краснодара, ученики 6А и 6Б. Всего 34 человека. Структура исследования: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемых источников (58), приложение (1).
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3 1 Теоретические аспекты формирования дизайнерского мышления у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе………………7 1.1 Сущность понятия «дизайнерское мышление»……………………………..7 1.2 Ретроспективный анализ и современное состояние проблемы формирования дизайнерского мышления учащихся в общеобразовательной школе…………………………………………………………..….........................13 1.3 Особенности формирования дизайнерского мышления учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе……………………………24 2 Экспериментальное исследование по формированию дизайнерского мышления у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе…………………………………….………………………………………..33 2.1 Организация экспериментального исследования по формированию дизайнерского мышления у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе………………...………………………………….33 2.2 Разработка и апробация программы «Формирование дизайнерского мышления учащихся» на уроках технологии (на примере раздела «Интерьер Дома»)…………………………………………………………………...………..38 2.3 Анализ экспериментального исследования………………………..………51 Заключение…………………………………………………………...…………..58 Список использованных источников…………….……………………………..60 Приложение А Руководство по проведению тестов САР…………………...65
Список литературы

1 Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982 . 199 с. 2 Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе // Информатика и образование. 1994. №2. 3 Айзенк (Eysenck), Ганс Юрген. Психология для начинающих. Psychology; Пер. с англ. Е. Клиорина . 2-е изд. СПб.: Питер, 2004 . 383 с. 4 Бабанский, Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. 479 с. 5 Басалеева Т.Ф. Компьютер на уроках обслуживающего труда // Школа и производства. 2005. №8.С.13-19. 6 Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопрос психологии. 1993. №3. 7 Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991. №3. 8 Беспалько В. П. Педагогический анализ некоторых популярных тестовых систем: лекция N 4 // Школьные технологии. Б.м. 2006. № 3 . С. 126-140 . – Библиогр.: с. 140. 9 Беспалько В.П. Программное обучение. Дидактические основы. М., 1971 – 164 с. 10 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. Сб. Питер, 2000. – 375 с. 11 Бурлаков И. Психология компьютерных игр // Наука и жизнь. 1999. №6. С. 20–23. 12 Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры. М.: Кристина и К.,1994. 13 Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010. – 372 с. 14 Грожан Д.В. Практикум начинающего дизайна. М.: «Феникс». 2005. 22 с. 15 Гордененко Е. Фен-шуй для начинающих. М.: Валдис. 2004. 200 с. 16 Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. М. 1987. 120 с. 17 Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. 1994. №4. 18 Гузеев В.В. Образовательные технологии от приема до философии // Директор школы. № 4, 1996. 19 Джуди Спейс «Уютный дом 1000 советов о том, как сделать интерьер стильный и красивый». – М.: Дом Ридерз Дайджеет. 2003. 136 с. 20 Думенко Т.Г Информационные технологии при изучении образовательной области "Технология". http://pedsovet.org/ 21 Захарова Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегор. ун-та, 1993. 22 Изобразительное искусство 1-9 классы: Учебное издание/ Авт.-сост. Кузин В.С., Ростовцев Н.Н. и др. М.: АГАР, 1996. 23 Интерьер квартиры своими руками / Ред.-сост. М.М. Мирошниченко / Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Донское слово, 1993. 24 Как меблировать и оборудовать квартиру / Авт.-сост. Р.Н. Балашкевич. М., 1988.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты формирования дизайнерского мышления у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе 1.1 Сущностная характеристика понятия «дизайнерское мышление» Дизайном является создание принципиально новых промышленных изделий, изменение во внешнем облике продукции без ухудшения технических харак¬теристик, разработка фирменного стиля, решение экспозиций и т. д. В ряде источников дизайн рассмат¬ривается как «деятельность по формированию пред¬метной среды» [4, с. 89]. Но дизайн в современном толковании не ограничивается предметной средой, охватывая новые области проектной практики, вклю¬чая не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами. Все чаше употребляются та¬кие понятия, как «генный дизайн», «нон-дизайн», «арт-дизайн» н др. Грандиозные рекламные кампании, создание имиджа кандидата на выборах, модели образа жизни идеального политика - все это сегодня называют ди¬зайном. Сейчас фактически невозможно найти об¬ласть социальной практики, которой бы не коснулась дизайнерская деятельность. Исходя из вышесказанного, сегодня представляет¬ся крайне важным сформировать дизайнерское мыш¬ление. обслуживающее проектную деятельность и создающее возможности комфортного существования человека в современном мире. Анализ психолого-педагогической литературы [25, с.7] показывает, что мышление характеризует актив¬ную целенаправленную деятельность, в процессе ко¬торой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отделение внеш¬них, случайных, второстепенных ее элементов от ос¬новных. внутренних, отражающих сущность иссле¬дуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Мышление представляет собой обобщенное опосредованное познание действительности, в ходе которого мысль человека проникает в суть ок¬ружающей действительности, открывая новые ее за. Главные понятия дизайна, его развитие и становление среди иных видов проектно-художественной деятельности рассматривают С.М. Михайлов и Л.М. Кулеева [41]. Здесь речь идет об особенностях конструирования, эргономики, функциональном анализе и колористике в дизайне, специфике проектно-художественного языка дизайнера, стадиях дизайн-проекта. В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский [52] исследуют специфику дизайна как самобытного вида проектной деятельности, сформировавшейся в двадцатом веке. В ретроспективном аспекте обозреваются возникновение, становление и эволюция концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране. В методологическом аспекте излагаются цели и средства дизайн-проектирования в общем плане и на конкретных примерах. Акцентируется внимание на эргономической значимости проектирования, а также на рассмотрении дизайна как объекта промышленной собственности. Современные подходы к осмыслению феномена проектной культуры рассматривает Т.В. Пойдина [23]. Опираясь на культурологические концепции современных ученых, можно выявить основные свойства проектной культуры и обосновать культурологический фундамент, лежащий в основе дизайн-образования. Методологические основы дизайн-исследования рассматривает Р.Ю. Овчинникова [14], утверждая, что все циклы дизайн-проектирования в области графического дизайна основаны на исследованиях, позволяющих создавать новые дизайн-объекты и новые знания. Проблемы, связанные с педагогикой дизайна, рассматривает Я.А. Лугина [5]. Становление дизайн-образования в начале ХХ в. в Германии и СССР опиралось на системы обучения Баухауза и ВХУТЕМАСа. Переосмысление педагогического наследия этих школ дизайна необходимо для внедрения их опыта в современную дизайнерскую образовательную систему. Инновации и проблемы дизайн-образования в контексте общекультурных ценностей подвергает анализу Е.В. Гончарова [6]. Дизайн-образование считается основой, подпитывающей жизнь материальной и духовной культуры. Чтобы достичь желаемого результата важно в русле современных тенденций развитие дизайнерского мышления у учащихся. Формирование дизайнерского мышления у учащихся в контексте эволюции проектирования рассматривают Е.Н. Ковешникова и Н.А. Ковешникова [7]. Исследователи выявляют предпосылки зарождения, основные дизайн-образования, затрагивая организационные, методические, научно-педагогические аспекты. Круг педагогических задач в сфере формирования дизайнерского мышления учащихся неуклонно расширяется, требуя пересмотра целей и содержания образовательного процесса дизайнерских направлений на уроках технологии в общеобразовательной школе. Анализ исследовательской литературы позволяет сделать вывод о том, что дизайн оценивали как проектно-художественную деятельность, исследовательскую деятельность, а также ряд ученых разрабатывают вопросы педагогики дизайна. Однако исследований, направленных на выявление междисциплинарных оснований дизайна, ранее не проводилось. этапы становления и обозначают перспективы развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg