Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Досуговой сфера жизнедеятельности современной российской молодежи на примере Самарской области

natati2016 380 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2018
Изучение сущности и содержания досуга современной молодёжи и детей позволяет сказать следующее – досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени молодёжи соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Изучение и анализ досуга детей и молодёжи показывает, что в настоящее время он проходит достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: падение интереса у молодого населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий не доступными для основной массы молодёжи. Социальная неоднородность молодого поколения требует новых неординарных подходов и методов.
Введение

Досуг традиционно является одной из самых важных сфер жизнедеятельности молодежи. Динамика всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой социальную группу, которая наиболее восприимчива к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. Повышенный интерес к исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России. Актуальность темы работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН,фестивали, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Тема дипломного исследования представляет собой широкую и многоаспектную проблему. В зарубежной и отечественной социологической науке исследование досуга и свободного времени представлено именами таких ученых, как Б.Л. Грушин, Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, С.Г. Струмилин. Они заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга. Исследованию свободного времени, выяснению роли и места досуга в структуре свободного времени посвятили свои работы В.А. Артемов, В.И. Болгов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Д. Патрушев, Э.В. Соколов. Исследование молодежного досуга весьма многоаспектно и подразумевает под собой изучение разнообразных процессов и явлений в жизни молодежи, а именно - социализации, воспитания молодежи, профессионального становления, образа жизни, ценностных ориентации и т.д. Вследствие того, что сфера досуговой жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость изучения данного социального феномена, а это требует, прежде всего, социологического осмысления процессов происходящих в сфере досуга молодежи с опорой на достоверную эмпирическую базу. Объект исследования –жизнедеятельность современной российской молодежи. Предметом исследования выступают основные признаки и особенности современных форм досуга как сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Цель дипломного исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1. Изучить теоретические подходы изучения досуговой сферы жизнедеятельности. 2. Рассмотреть жизнедеятельность современной российской молодежи. 3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью. 4. Обозначить формы досуга молодежи. 5. Рассмотреть деловые игры как форму досуга молодежи. 6. Провести анализ досуговой сферы жизнедеятельности молодежи в Самарской области. Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается теоретическая сторона проблемы, во второй – описывается ход, результаты практических исследований и конкретные рекомендации по решению выявленных проблем.
Содержание

Введение……………………………………………………………………....3 1.Теоретические подходы изучения досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи…………………………………….…………..6 1.1. Жизнедеятельность современной российской молодежи……………6 1.2.Досуговая сфера жизнедеятельности молодежи….………………….14 1.3.Динамика досуговой сферы жизнедеятельности молодежи……..….24 2. Современные формы досуга молодежи…………………………………30 2.1.Анализ досуговой сферы жизнедеятельности за 2013-2016 гг. …….30 2.2.Социологическое исследование «Досуг молодежи Самарской области»……………………...……………………………………………..………..36 2.3.Проект «Бизнес-игры» как пример досуговой сферы жизнедеятельности молодежи………………………………………………….…..42 Заключение……………………………………………………………….…..53 Список использованной литературы…………………………….…….….55 Приложение…………………………………………………………………57 Приложение 1.Социологическое исследование «Досуг молодежи Самарской области»
Список литературы

1. Азарова. Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодёжи. / Р.Н. Азарова // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 27 — 32. 2. Асобина, Т.В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодёжи. — Ростов-на-Дону, 2015. — 160 с. 3. Ашрафуллина, Г. Ш. Культурно-досуговая деятельность спортивных центров. — Москва, 2011. — 19 с. 4. Бинеева, Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодёжи. — Тюмень, Тюмень, 2012. — 24 с. 5. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодёжи. / О.Д.Гриненко // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — №5 (23). — С.10 — 136.Гордон. Л. А., Э. В. Клопов Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени // Издательство: Вече,2013 - 160 с. 6. Краткий словарь по социологии. / Под.общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — Москва, 2010. — 244 с. 7.Трегубов, Б.А. Свободное время как фактор формирования личности студента. , 1983. — 249 с. 14.Бестужев -Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 2004г 15. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7. 16.Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12. 17.Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998 18.. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1999 19. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7- 17 20. Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр. 21. Измайлов К.Н. - Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы - СПб:1995 г., 143 стр 22. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997. 23. Культурно - досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998. 24. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288 25. Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С. 29-46. 26. М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008. 27. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето - 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004 28. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 29. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997 30. Немов Р.С. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004 31. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. 32. Патрушев И.Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12. 33. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 2000.- С.92-108. 34. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества .Саратов: Изд-во СГУ, 2000. 35. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
Отрывок из работы

1.Теоретические подходы изучения досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи 1.1. Жизнедеятельность современной российской молодежи Человеческая жизнедеятельность разворачивается в условиях, которые созданы результатом предшествующей деятельности людей, т.е. в некоторых социокультурных условиях. Социокультурную среду личности можно рассматривать как своеобразный личностный срез, заключающий в себе единство общего, особенного и единичного в конкретно-исторической интеграции общественных условий. Представляя собой результат активного взаимодействия объективных и субъективных факторов, социокультурная среда личности отражает, в сущности, объективное состояние общественных условий, в которых реализуется жизнедеятельность личности. Поэтому анализ социокультурной среды личности должен строиться на основе сочетания внешних условий с внутренним состоянием личности, т.е. на основе взаимодействия по схеме «социокультурные условия - личность». В этой связи для нас интересны некоторые результаты социологического исследования Л.А. Гордона и Э.В. Клопова, в которых прослеживается достаточно прямая взаимосвязь низкого уровня культуры и образования с «патриархальным» образом жизни со всей его ограниченностью. Этот факт объясняется, на наш взгляд, тем, что хотя такой тип быта и образ жизни сформировались в неблагоприятной социокультурной среде, но они закрепились в системе ценностных ориентаций семьи в виде традиций и привычек. В таком случае немногочисленные культурно-досуговые возможности городской жизни остаются как бы за рамками социокультурной среды, оказывая на личность минимальное влияние. Этот факт свидетельствует об относительной автономии социализированной личности по отношению к социокультурным условиям. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Современные общества - это динамично развивающиеся системы, преодолевающие один за другим этапы модернизации. Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. Прорыв к желаемым статусным позициям в условиях стремительно изменяющейся социальной реальности неизбежно становится для молодежи делом рискованным. В числе факторов риска в нестабильном российском обществе можно выделить следующие: во-первых, социально-экономический фактор. Он обусловлен низким уровнем промышленного и научно-технического потенциала страны, сырьевой ориентацией экономики, стратегической зависимостью ее жизнедеятельности от импорта, техническим отставанием от передовых держав. Социально-экономические риски формируются также в условиях углубления дифференциации инновационного и традиционного секторов экономики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg